В Музее космонавтики работает выставка «Во имя мира и прогресса!», посвященная сотрудничеству СССР с другими странами в освоении космического пространства. Один из разделов посвящен первому опыту международного сотрудничества в сфере космоса — Мировой выставке межпланетных аппаратов и механизмов, которую открыли в Москве в 1927 году.
О легендарной выставке, подготовке к ней, ее участниках и связи научной мысли с фантастической литературой — в совместном материале с агентством «Мосгортур».
Активное развитие техники, начавшееся в XIX веке, дало толчок к появлению жанра научной фантастики в литературе. Термин «научная фантастика» (англ. — science fiction) возник чуть позже, в начале ХХ столетия, — одним из первых его начал употреблять американский издатель Хьюго Гернсбек. «Под научной фантастикой я подразумеваю литературу в духе Жюля Верна и Герберта Уэллса» — пояснял он.
Эти два имени не сходили с уст читающей публики разных стран. Наибольший интерес, пожалуй, вызывали их фантазии на тему освоения космоса: бестселлером 1865 года стал роман Верна «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут» (в переводе на русский — «Из пушки на Луну» и «От Земли до Луны»), а одной из главных книг 1901 года — «Первые люди на Луне» Уэллса.
Одним из его первопроходцев жанра в России стал Константин Циолковский, в свободное от науки время написавший несколько фантастических рассказов — «На Луне», «Грезы о Земле и небе», «Вне Земли». Но, конечно, расцвета отечественная научно-фантастическая литература достигла в 1920-х годах — это время Евгения Замятина, Александра Беляева, Алексея Толстого. Их произведения оказали большое влияние не на одно поколение читателей и писателей: братья Стругацкие рассказывали, что самое большое влияние на них как на авторов оказала именно советская фантастика двадцатых, а не книги Герберта Уэллса и Жюля Верна.
Одним из главных фантастических произведений советской литературы тех лет стал роман Алексея Толстого «Аэлита», впервые опубликованный в журнале «Красная новь» в 1922 году. Успех книги о путешествии людей на Марс и встрече с цивилизацией инопланетян закрепила ее экранизация. Эту картину, ставшую первым фантастическим фильмом в истории СССР, в 1924 году снял легендарный советский режиссер Яков Протазанов.
Мечты о межпланетных путешествиях захватывали умы землян. Многие изобретатели и ученые вдохновлялись фантастическими произведениями и создавали собственные чертежи и макеты ракет. Большинство из них так и оставалось на бумаге, но, помимо романтических исканий в 1920-х, делались и реальные шаги. Первым международным смотром достижений в области зарождавшейся космонавтики стала Мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов, которая открылась в Москве в 1927 году.
Предвестником московской экспозиции стала Выставка по изучению мировых пространств, которая была открыта в киевском Доме коммунистического просвещения 19 июня 1925 года. Ее инициаторами стали молодые энтузиасты, которыми руководил математик Дмитрий Граве.
Выставка состояла из пяти разделов: астрономического, радиотелеграфного, авиавоздухоплавательного, метеорологического и межпланетного. В последней части экспозиции, посвященной освоению космического пространства, были представлены чертежи и наработки инженера Александра Федорова. Главным экспонатом межпланетного раздела был трехметровый макет его крылатого атомно-ракетного корабля (его позже привезли и в Москву)
Киевская экспозиция проработала больше двух месяцев и закрылась 1 сентября 1925 года. Кстати, одним из посетителей этой экспозиции мог быть Сергей Королев — в 1925-м он учился в Киевском политехническом институте, однако достоверных сведений об этом не сохранилось.
Успех экспозиции в Киеве продемонстрировал Александру Федорову и его единомышленникам из Ассоциации изобретателей-инвентистов (АИИЗ), активный интерес публики к теме космоса и освоению межпланетного пространства. Вскоре после закрытия экспозиции в Киеве члены ассоциации начали готовиться к более амбициозной и масштабной выставке, на которой были бы представлены работы не только советских ученых, инженеров и энтузиастов, но и их зарубежных коллег. Письма с предложениями поучаствовать в этом мероприятии разослали во все уголки мира и на многие получили положительный ответ.
В числе первых свое участие в выставке подтвердил один из пионеров мировой космонавтики, Герман Оберт, который с радостью прислал копии своих трудов в Москву. Оберт был одним из тех ученых, кого к изучению космоса подтолкнул роман Жюля Верна «От Земли до Луны». В экспозиции немецкий ученый был указан как представитель Румынии — в те годы он был профессором в университетах румынских городов Клуж и Медиаш.
Другим заметным участником московской выставки стал последователь идей Оберта австриец Макс Валье, который был одержим ракетными автомобилями и самолетами. В письме организаторам выставки он говорил: «К сожалению, я еще не имею ракетного корабля, который позволил бы преодолеть пространство от Москвы до Мюнхена за один час, но я надеюсь, что такое чудо свершится через несколько лет». Всего через три года после проведения московской выставки, в 1930-м, случилась трагедия: Валье был смертельно ранен во время испытания очередной ракеты.
Среди ученых, отправивших свои наработки на московскую выставку, были и те, кто неохотно делился с миром своими открытиями и достижениями. Американец Роберт Годдард, создатель первого жидкостного ракетного двигателя, видел в других ученых не коллег, а жадных до чужих идей конкурентов. На стенде американца было не так много экспонатов. Кстати, если на судьбу Германа Оберта повлияла книга Жюля Верна, то для Роберта Годдарда знаковой книгой, после которой он загорелся космосом, была «Война миров» Герберта Уэллса.
Экспозицию в Москве планировали открыть 10 февраля 1927 года — в 10-летнюю годовщину Февральской революции, но не успели. В конце января 1927-го организаторы, которые взяли на себя все расходы, писали потенциальным участникам экспозиции:
«“АИИЗу” известно, что Вы работаете над проблемой космического полета и, вероятно, не откажетесь принять горячее участие в организуемой нами выставке в виде своих трудов, как то: копий рукописей или печатных изданий, а также эскизами, чертежами, моделями, диаграммами и таблицами».
Первая мировая выставка межпланетных аппаратов и механизмов открылась в Москве 24 апреля 1927 года в доме 68 на Тверской улице. В витрине посетители видели первый экспонат — объемную панораму лунной поверхности. Эта инсталляция стала для выставки настоящей рекламой — многие люди заходили на экспозицию, просто заинтересовавшись необычным зрелищем.
По задумке авторов выставки, ее смысловым центром должен был стать стенд Константина Циолковского, который в 1927 году отмечал 70-летний юбилей. В этом отделе были представлены копии работ и чертежей Циолковского, макет его ракеты. Кроме того, гостям выставки бесплатно раздавали брошюры с трудами пионера космонавтики. Сам он очень хотел посетить экспозицию, но из-за плохого состояния здоровья не смог этого сделать. Однако Константин Эдуардович написал организаторам выставки письмо, в котором поблагодарил их и выразил уверенность, что их современник полетит в космос.
Помимо осмотра экспонатов, посетители могли записаться на полет на Луну — в одном из разделов для этого была подготовлена специальная книга. Кто-то воспринимал это как шутку, но все равно многие люди с энтузиазмом записывались в очередь. Не забыли и о тех, кто предвосхитил такие путешествия в литературе. На выставке со стендами ученых соседствовал раздел, посвященный писателям Жюлю Верну и Герберту Уэллсу.
По воспоминаниям организаторов, каждый день на выставку приходили по 300–400 человек, а всего за два месяца ее работы ознакомиться с экспонатами смогли около 10 тысяч посетителей.
«Не могу выразить удивления, как Вам, с ничтожными средствами, удалось организовать такую интересную и богатую материалами выставку» — такое письмо получили организаторы выставки вскоре после ее открытия от советского ученого Константина Рынина.
О том, как начиналось и развивалось международное космическое сотрудничество, можно узнать на выставке «Во имя мира и прогресса!», которая открыта в Музее космонавтики до 6 сентября.