Под природоохранной зоной Серебряноборского лесничества проходит уникальный по своей конструкции Северо-Западный тоннель. Он представляет собой комплекс из трех двухъярусных тоннелей. Максимальная глубина заложения – 44 метра.
По нижним ярусам едут поезда Арбатско-Покровской линии метро. В тоннеле проходит часть самого протяженного перегона столичной подземки «Крылатское» – «Строгино»: между этими станциями более 6,6 километра. Пассажиры, которые едут от «Крылатского», могут понять, что поезд уже находится в Северо-Западном тоннеле, когда проедут небольшую техническую платформу – это эвакуационный выход у южного створа сооружения. Верхние ярусы тоннеля – для автомобильного движения, это часть проспекта Маршала Жукова. Между двумя основными тоннелями длиной по 3126 метров есть малый – сервисный. Его протяженность – 1,5 километра. Он нужен для коммуникации и, в случае необходимости, эвакуации людей.
Тоннели прокладывали проходческим щитом весом 150 тонн и диаметром 14,2 метра. Движение автомобилей здесь открыли 27 декабря 2007 года, а поездов метро – в январе 2008-го.
В центральном диспетчерском пункте есть большая схема всех систем тоннеля – пожаротушения, газоочистки, видеонаблюдения, оповещения. Верхняя полоса обозначает правый тоннель, нижняя – левый, а средняя – сервисный.
На стене висят мониторы, на них выводится изображение с камер наблюдения на автотранспортном ярусе. Диспетчеры следят за движением, и если возникает авария, направляют на место происшествия эвакуатор, который находится в постоянной готовности. На получение сигнала, отправку техники и эвакуацию транспорта в безопасное место уходит, как правило, не более получаса.
Команда диспетчеров наблюдает также за содержанием и эксплуатацией тоннеля, системами пожаротушения, видеонаблюдения, оповещения, водоснабжения, газоочистки и радарного контроля скорости движения. Когда возникает неисправность, дежурную бригаду оперативно направляют ее устранить.
По словам начальника участка эксплуатации тоннелей большой протяженности «Гормост-ТСБ» Федора Маху, чаще всего затруднения происходят в выходные.
«При необходимости, если требуется дополнительное вмешательство, операторы могут в ручном режиме включить еще и дополнительные вентиляторы, оборудованные для соблюдения требований и норм контроля за воздухом в тоннеле», – рассказал Федор Маху.
Если возникнет возгорание, автоматически сработают системы водяного и пенного пожаротушения. Затем диспетчеры организовывают и контролируют эвакуацию транспорта и ликвидацию последствий тушения.
Коллекторы заложены глубоко под землей – спустившись в них, можно услышать, как за стеной едут поезда метро. В коллекторах проходят кабельные коммуникации и те, что связаны с системой пожаротушения. Кроме того, здесь есть силовые конструкции, с помощью которых управляют клапанами, газовым пожаротушением и шкафами АВР – автоматического ввода резерва.
Обслуживает коллектор инженерная служба участка. Существует специальный график планово-предупредительного ремонта (ППР) – несколько раз за смену сотрудники обходят коллекторы и смотрят, не появилось ли неисправностей. Однако за большинством систем дистанционно следят диспетчеры.
«Специалисты несколько раз в день обходят коллекторы, скажем так, основные точки, где есть какие-то инженерные системы, важные узлы. Мониторят их, осматривают и по мере необходимости, предусмотренной графиком ППР, выполняют регламентные работы – протяжку соединений, болтовых контактов – в зависимости от назначения инженерной системы», – пояснил главный инженер участка Дмитрий Величкин.
В тоннеле есть вентиляционные камеры – по четыре в каждом конце. Ближе к выходам расположены вытяжные, немного дальше от них – приточные. Приточные вентиляторы набирают воздух снаружи и подают его в тоннель, а вытяжные втягивают воздух и выводят его в атмосферу.
Прежде чем пройти через вытяжные вентиляторы, воздух попадает в систему очистки. Сначала происходит грубая очистка, затем – ионная обработка.
В каждой камере три вентилятора. Мощность двигателей вытяжных – около 1,1 мегаватта, а приточных – около 800 киловатт. Скорость потока воздуха регулируют лопасти в зависимости от заданных параметров, их можно установить со шкафа управления в камере или с автоматизированного рабочего места в центральном диспетчерском пункте.
У вентиляции несколько режимов, для каждого определена производительность – установлены угол поворота лопасти и необходимое количество работающих вентиляторов.
Их работу обеспечивает автоматизированная система управления технологическими процессами. Если в тоннеле повышается уровень загазованности, система контроля параметров газовоздушной среды передает специальный сигнал.
Восемь трансформаторных подстанций в коллекторе подают энергию в вентиляционные камеры.
В подстанциях находится по 14 ячеек-контроллеров с четырьмя вводами. В них поступает энергия с четырех питающих центров, расположенных в десятках километров друг от друга. Это сделано для того, чтобы в случае повреждений обеспечить бесперебойную работу тоннелей.
Если на одном из вводов напряжение пропадает, оно автоматически включается на другом. Контроллерами можно управлять дистанционно – из центрального диспетчерского пункта.
Трансформаторные подстанции устроены так, чтобы тоннель работал безаварийно.
«Если не будет непреодолимых катаклизмов, люди будут защищены на 100 процентов. Этого и пытались добиться во время принятия проектного решения при конструировании тоннеля», – подчеркнул Дмитрий Величкин.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста