«Мы работаем в сказке»: сотрудники ВДНХ — о том, как меняется главная выставка страны

4 августа 2023
Культура

ВДНХ, как актриса, всегда при параде: встречает гостей нарядными отреставрированными павильонами, изобилием роз и фонтанами со световым шоу. Чтобы этот спектакль состоялся, по ту сторону сцены находятся люди, которые вовремя оповещают посетителей о новых выставках и фестивалях, придумывают экскурсии и харизматично их преподносят, разбивают цветники в определенной последовательности и следят за восстановлением исторического облика зданий.

В эти выходные ВДНХ подготовила для гостей разнообразную праздничную программу, посвященную своему 84-летию. Ко дню рождения главной выставки страны рассказываем о ее сотрудниках, а также о том, почему цветы у главного входа ярче, как архитекторы нашли керамического поросенка и кто посадил первый каштан на аллее Космонавтов.

С заботой о гостях и птенцах

Если театр начинается с вешалки, то ВДНХ — с информационного центра. Его основной офис находится в арке главного входа, еще два — в павильоне № 16 («Гидрометслужба») и у ракеты на площади Промышленности. Именно сюда заходят посетители, особенно те, кто впервые оказался на выставке.

«Самый частый вопрос: “Как увидеть максимум за два часа?” Рекомендуем прогуляться до павильона “Космос”, а по пути полюбоваться архитектурой, внутренним убранством зданий, выполненным в стилистике бывших советских республик, и, конечно, фонтанами», — говорит старший администратор инфоцентра Светлана Санахчан.

Светлана Санахчан, старший администратор Инфоцентра. Фото М. Денисова. Mos.ru

Впервые она оказалась на ВДНХ в раннем детстве с родителями. Помнит, как вся семья фотографировалась на фоне «Дружбы народов»: в советское время такой снимок мечтал сделать, наверное, каждый.

«С тех пор ВДНХ для меня — фонтаны. Когда я оказалась здесь уже взрослой, это был 2009 год. Почти ничего из того, что я запомнила с детства, не осталось. Выставка превратилась в рынок. Фонтаны находились в аварийном состоянии, а те 14, что идут вдоль главной аллеи, вообще не работали. А сегодня наконец я вижу ВДНХ во всей красе!» — рассказывает собеседница mos.ru.

На работу в инфоцентр ее пригласили знакомые шесть лет назад, когда он только открылся. Тогда никто из коллег толком не знал, какой должна быть справочная служба, и Светлана Санахчан, по сути, писала собственный сценарий.

Каждый день старший администратор обходит филиалы инфоцентра, проверяет, есть ли на стойках карты и листовки с информацией о текущих мероприятиях, как одеты сотрудники. «Они должны носить белые рубашки и черные классические брюки, а также шарфики и значки с логотипами ВДНХ», — уточняет Светлана Санахчан.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Еще важно ежедневно удивлять гостей выставки чем-то новым. Например, с 21 по 23 июля работники инфоцентра зазывали гостей на фестиваль Кремлевской школы верховой езды, который проходил на выводном кругу (ипподроме).

Впрочем, бывает, сами посетители удивляют сотрудников инфоцентра.

«Однажды к нам обратился мужчина, состоящий в движении люкоманов, которые коллекционируют фотографии старинных канализационных крышек. Он показал карту люков сталинских времен с логотипом ВДНХ и спросил, как к ним пройти. Мои коллеги и такое должны знать!» — вспоминает сотрудница инфоцентра.

Часто в инфоцентр приносят птенцов чаек, выпавших из гнезд с крыш павильонов. В таких случаях сотрудники службы звонят в Мосприроду и просят забрать птиц на искусственное вскармливание: если к ним прикоснется человек, мать откажется их воспитывать. После того как подобные истории стали повторяться, Светлана Санахчан и ее подчиненные предупреждают посетителей: не трогайте птенцов, чайки сами разберутся со своими детьми!

«В моей команде нет безразличных людей. Ведь мы работаем в сказке. Наша задача — любить все это, радоваться и передавать радость гостям», — отмечает Светлана Санахчан.

Более 257 тысяч человек посетили павильон «Макет Москвы» за полгодаКрасавицы на реставрации: как восстанавливают скульптуры фонтана «Дружба народов»

Живое богатство выставки

Буйство цветов, пожалуй, первое, что бросается в глаза гостям выставки весной и летом. Особенно выделяются алые розы сорта «сатчмо», которые начали высаживать вдоль Главной аллеи еще полвека назад. Последние 12 лет ландшафтным дизайном на ВДНХ занимается обладательница цветочного имени — Лилия Харитонова.

«Я родом из Сибири. Лет с пяти ежегодно приезжала с родителями в Москву, и первым делом мы шли на ВДНХ. Запомнился павильон “Космос”: там стояли аттракционы-луноходы, которые начинали двигаться при нажатии кнопки. Еще впечатлили лошади в секторе “Животноводство”: одни — арабские скакуны, грациозные, с тонкими и длинными ногами, а другие — советские тяжеловозы с короткими и мощными… В 2008-м я попала сюда на практику и окончательно поняла, что выставка — родное место для меня», — рассказывает собеседница mos.ru.

Лилия Харитонова, ландшафтный дизайнер. Фото М. Денисова. Mos.ru

При участии Лилии Харитоновой ландшафту вернули исторический вид. Восстановить картинку помогли сотрудники ВДНХ, которые трудятся здесь чуть ли не со дня основания выставки.

«Одна женщина работает у нас 48 лет, другая — 41. Была сотрудница, которая поступила сюда 16-летней девчонкой в 1939-м и в 88 лет еще трудилась! Эти люди запомнили, как выглядел ландшафт раньше, сохранили фотографии. Кроме того, мы обратились к архивам», — говорит собеседница mos.ru.

В частности, восстановили цветники из роз, вензеля и арабески из цветочных культур и декоративного кустарника, которые окружают фонтаны вдоль Главной аллеи. Правда, по словам Лилии Харитоновой, в советские годы эти фигуры располагались по-другому. Сейчас их решили перенести к самим фонтанам, образовав декоративную ограду, чтобы посетители не пытались в жаркие дни забираться под струи воды.

«Мы использовали современные тенденции в ландшафтной архитектуре. Например, в советское время садово-парковая планировка не была композиционно целостной, а сейчас удалось достичь гармоничности ландшафтных решений с акцентами на торжественность и значимость центральной части и исторических павильонов. В основном мы делаем упор на растения, которые традиционно высаживали на ВДНХ. В наших широтах небольшой ассортимент красиво цветущих кустарников, в первую очередь это розы. Потом — разные сорта сирени, которая ассоциируется с приходом весны. Еще у нас много стриженых зеленых изгородей. Они всегда использовались на ВДНХ и позволяют задавать структуру посадкам, обрамляют цветники», — объясняет Лилия Харитонова.

Сотрудники выставки не хотели, чтобы цветочное оформление перетягивало на себя все внимание посетителей, перебивая оригинальность павильонов. Наоборот, цветы должны были подчеркнуть их красоту и сохранить перспективу.

«Ближе к центральным павильонам мы усиливаем цветовую насыщенность, высаживая растения яркой окраски, обрамляя, выделяя объекты, которые надо посмотреть в первую очередь. Чтобы цветники наполняли территорию ВДНХ не только яркими красками, а еще и благоуханием, мы добавили растения с приятным ароматом. В цветниках появились алиссум, шалфей, лилии, флоксы, розы», — подчеркивает собеседница mos.ru.

Ландшафтный архитектор ежедневно следит за автополивом, разнообразием и состоянием цветников, пополняет коллекцию сирени, заботливо омолаживает старую, выращенную еще советским селекционером Леонидом Колесниковым, разрабатывает план цветочного оформления, продумывает, что посадить следующей весной, заказывает у поставщиков саженцы. С ее подачи на ВДНХ высадили около 35 тысяч роз.

В ближайших планах — создать топиарный сад, где каждое дерево выстрижено в виде скульптуры. «На это уйдет от трех до пяти лет», — уточняет Лилия Харитонова.

«Белый медведь», «аспирин» и «помпонелла»: какие еще сорта роз можно увидеть на ВДНХСвыше миллиона цветов распустится этой весной на ВДНХ

Как в детстве

Павильоны — главные действующие лица ВДНХ, ради них сюда съезжаются со всей России. Долгие годы они ветшали, подвергались переделке и утратили свой первоначальный облик. Сегодня реставраторы восстанавливают малейшие детали — вплоть до узоров на одежде статуй. За процесс отвечает Анна Горячева, главный архитектор-историк.

«Приятно, когда пожилые люди говорят: “Я приезжал на ВДНХ 60 лет назад, а теперь здесь все так же, как в моем детстве”. Ведь мы возвращаем павильонам тот вид, который сложился к 1954 году, в период расцвета выставки. Именно тогда большинство зданий приобрело привычный нам облик. При их строительстве применяли экспериментальные технологии, а также сложные техники декоративного оформления, чтобы показать все достижения советского народа», — говорит Анна Горячева.

Анна Горячева, главный архитектор-историк. Фото М. Денисова. Mos.ru

По ее словам, многие элементы декора за долгие годы были утрачены полностью, их приходится воссоздавать с нуля. Для Анны Горячевой как архитектора это вызов.

«В данный момент мы восстанавливаем скульптуры при входе в павильон “Узбекистан” (“Советская культура”). Это чабан-каракулевод и сборщица хлопка, юбку и рукава которой украшает национальный узор. Сложность в том, что он был плохо виден на фото. Я пыталась найти похожий рисунок на узбекских тканях тех времен, ходила в библиотеку Музея Востока, но все напрасно. Тогда зашла с другой стороны: кто скульптор? Оказалось, Зинаида Снигирь. Исследовав ее биографию, выяснила, что она воплотила стилизованный узор по узбекским мотивам. А потом нашлась и четкая фотография, подтвердившая наши предположения. Теперь будем воссоздавать авторский стиль Снигирь», — рассказывает собеседница mos.ru.

Предстояло создать заново и керамических поросят в интерьерном фонтане возле павильона «Мясная промышленность», который сотрудники ВДНХ называют между собой «Главмясо». На архивных фото обнаружилось всего четверо животных, но Анна Горячева и ее коллеги настояли на пятом поросенке. «Нам удалось найти фотографию, где за фонтаном стоит зеркало, а в нем отражается пятая поросячья голова», — объясняет она.

Еще архитекторы работают, в частности, над павильонами № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»), № 59 «Зерно» (бывший Московской области), № 518 кафе «Лето», № 64 «Оптика» (бывший Ленинграда и Северо-Запада) и № 8 «Юные натуралисты».

«Каждое здание, которое мы реставрируем, сразу же становится любимым», — признается собеседница mos.ru.

Фасаду павильона № 15 «Радиоэлектроника и связь» на ВДНХ вернули белокаменную облицовкуКлассический метод: как воссоздают скульптуры павильона «Советская культура» на ВДНХ

Дедушкина медаль и скамейка-бабушка

Начальник отдела экскурсионного обслуживания ВДНХ Маргарита Петренко пришла сюда почти 10 лет назад. Она живет на Сельскохозяйственной улице и часто гуляла по выставке с ребенком. Однажды услышала о курсах для экскурсоводов и решила попробовать.

«По образованию я педагог-филолог, но работать доводилось в разных местах. А тут подумала: рядом с домом, памятник архитектуры, 49 объектов культурного наследия», — вспоминает собеседница mos.ru.

Маргарита Петренко, начальник отдела экскурсионного обслуживания ВДНХ. Фото М. Денисова. Mos.ru

В самом начале экскурсионной деятельности Маргарита Петренко разбирала шкаф в квартире и нашла серебряную медаль дедушки, который был авиаконструктором, работал с самим Туполевым и участвовал в поставке модели самолета к павильону «Космос», за что ему подарили ковер. «Я поняла, что это судьба. Вскоре уже с удовольствием рассказывала туристам, что в Москве есть не только Красная площадь», — признается экскурсовод.

По ее словам, темы экскурсий она придумывает сама, ориентируясь на вопросы клиентов и личный интерес. Далее 10 коллег-гидов сочиняют названия и составляют технологическую карту. Их задача — не просто донести информацию, а устроить мини-спектакль. Поэтому сюда берут харизматичных, творческих и любознательных сотрудников.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Нужно много читать, проявлять живой интерес. Например, мало кто знает, что аллея, начинающаяся от главного входа, называется аллеей Космонавтов: в 1969 году космонавт Павел Беляев посадил здесь первый каштан», — рассказывает Маргарита Петренко.

Базовых маршрутов по ВДНХ пока пять: «Обзорная экскурсия», «Интеллектуальная прогулка», «Культурный код», «Национальный колорит» и «Вечерняя ВДНХ». В будущем Маргарита Петренко планирует организовывать экскурсии на электрокарах по Останкинскому парку — бывшим угодьям графа Шереметева, в том числе к экотропе и «Ленте Мебиуса».

«Удивительно, но моего места на ВДНХ у меня нет. Видимо, потому что выставка для меня неразделимое целое. Зато есть любимая скамейка в офисе, который находится в павильоне “Рабочий и колхозница”, куда, кстати, мы тоже будем с осени водить экскурсии. Эта деревянная скамейка 1939 года, ее привезли из зоны, расположенной около каскада Каменских прудов. Она прабабушка современных лавочек», — смеется Маргарита Петренко.

Сергей Собянин — о том, как возрождается уникальное пространство ВДНХЖивые истории: о чем вспоминают посетители ВДНХ разных летВозрождение памятников: как реставрируют и сохраняют павильоны ВДНХВ 2023 году на ВДНХ завершится реставрация и строительство 15 объектовНовая Третьяковка и «Лента Мебиуса»: о планах развития ВДНХ до конца года

 

Источник: mos.ru

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies