Миллион писем по всей стране скоро отправится в конвертах, на которых изображено здание Дома-музея А.Н. Скрябина. Они выпущены в рамках серии «Культура и искусство: музеи». Торжественная церемония гашения первых экземпляров состоялась в мемориальном кабинете композитора. Как музыкальные конверты начали свой путь к тем, кто до сих пор любит писать и получать бумажные письма, рассказывает и показывает mos.ru.
В кабинете особняка начала XIX века, где когда-то писал свои произведения Александр Скрябин, обстановка та же, что 100 лет назад: рояль мастера, его мебель, книжный шкаф, вещи, которые он собирал и любил. Торжественную церемонию гашения нового почтового конверта было решено провести именно здесь.
Свои автографы и оттиски специального сувенирного штемпеля на трех экземплярах ставят руководитель Департамента культуры Александр Кибовский, почетный председатель Общества друзей Скрябина композитор Эдуард Артемьев и народный артист России Евгений Князев. Отмеченные конверты останутся в фондах музея. Как говорит директор музея Александр Лазарев, для каждого заказали отдельную раму со стеклом. Спустя годы они появятся в постоянной экспозиции музея.
Маркированные конверты с изображением здания Дома-музея Скрябина в Николопесковском переулке совсем скоро можно будет купить в любом отделении «Почты России».
«Мы сейчас совершили гашение, фактически дали старт обороту этого продукта, хотя слово “продукт” у меня не укладывается в голове. Это больше чем просто конверт», — говорит Александр Кибовский. Выпуск конвертов, по его словам, — прекрасный повод вспомнить композитора, его произведения и новаторские идеи. Симфоническая поэма «Прометей», написанная Скрябиным в 1910 году, стала первой в мире светомузыкальной композицией. Скрябин ввел в партитуру партию света, записанную обычными нотами и предназначенную для исполнения на световой клавиатуре.
Выпуск конвертов приурочен к 100-летнему юбилею музея, который будут отмечать 10 октября. Здесь уже начались праздничные мероприятия, посвященные этой дате, — концерты, выставки и встречи.
«Сегодняшнее мероприятие, говоря музыкальным языком, — прелюдия. В этом зале, в этой комнате еще во времена Александра Николаевича практически каждый день были какие-то художественные программы, звучала музыка», — говорит директор музея.
А музыка в кабинете звучит и сегодня — за черный салонный рояль Bechstein, который несколько лет служил композитору, садится 11-летний дипломант конкурсного прослушивания стипендии имени А.Н. Скрябина Даниил Третьяков. Он исполняет прелюдии, созданные великим мастером.
На этом музыкальном инструменте играют только в исключительных случаях, все остальное время он закрыт. Сотрудники музея берегут его и хотят сохранить на максимально возможное время — так же как и остальные экспонаты, которые есть в кабинете.
«Здесь удивительная атмосфера, в этом музее все так, как было 100 лет назад. В этом его значение, важность. Это как раз тот самый случай, когда ничего не надо дополнять, а надо только сохранять то, что досталось нам в наследство», — считает Александр Кибовский.
Скрябин не был собственником квартиры, в которой сегодня расположилась мемориальная часть музея. Он начал арендовать ее в 1912-м и прожил в ней со своей семьей три года. В 1922 году в доме в Николопесковском переулке открылся музей его имени. А спустя почти полвека тут заработала Московская экспериментальная студия электронной музыки, в которой начал свой творческий путь Эдуард Артемьев.
«Я провел здесь 20 лет — с 1960-х по 1980-е годы, — вспоминает композитор. — Меня приняли сначала как посетителя, потом — как сочинителя. Иногда приходил сюда каждый день в течение месяца. Для страны появление конверта, посвященного музею, наверное, хорошо. Скрябин — элитарный композитор, и многие из тех, кто далек от классической музыки, хотя бы узнают эту фамилию и заинтересуются его творчеством».