Сегодня в рубрике «Истории вещей» — семь снимков мастера документальной фотографии Михаила Дашевского, сделанных в Москве. Доктор технических наук Дашевский, начавший карьеру фотографа в 1960-е, — физик по образованию и лирик по призванию. Каждый его снимок — это маленькая история о случайной встрече с незнакомыми москвичами, о городе и о стране.
21 декабря в Музее Москвы открылась персональная выставка Михаила Дашевского, которому в уходящем году исполнилось 83 года. В экспозицию вошло 350 фотографий, сделанных с 1962 по 2002 год и недавно пополнивших фонд музея. К каждой автор написал маленькие рассказы о том, как, когда и почему она была снята. Публикуем избранные — остальные можно увидеть в Музее Москвы до 24 февраля 2019 года.
Михаил Дашевский: «Рабочий смотрит на льющуюся под ним толпу, как мы сегодня смотрим на эти фотографии, — как на застывшее ископаемое время. Не осуждая этих людей, не сожалея об их участи. Смотрим просто как на кусочек ежедневного прошлого».
Михаил Дашевский: «1963 год. Москва, стадион в “Лужниках”. Памятник Ленину. “Матч века” Россия — Италия. Дубинский грубо завалил Паскутти, тот его ударил и был немедленно удален с поля. Наши, 11 против 10, выиграли у Италии со счетом 2:0! Радости стадиона не было конца, и, когда все вывалились наружу, долго обсуждали победу и ждали приятелей, сгрудившись у подножия памятника. Место встречи изменить нельзя! Выходя с яруса, я сверху увидел эту толпу в композиции с ботиночками, принадлежность которых статуе Ленина угадывалась всеми. Снимок очень простой и очень символический».
Михаил Дашевский: «Снято на остановке, часов в семь вечера. Ситуация простейшая. А вы снимали вот просто так, на остановке? Зря не снимали, в троллейбусе — целый театр, начиная с полковника. В те времена они в своих папахах еще ездили в городском транспорте. Но главное, что побудило сделать снимок, — рука женщины, что-то поправляющей в глазу. Это решающий момент, который делает из обычной хроники картинку».
Михаил Дашевский: «Любимая картинка, снята слету, на проходе. Эти двое стул ладят в качестве баскетбольной корзины. А я иду мимо — к тетке в гости. Между прочим, за этим домом — Пятницкая улица, буквально два шага от Кремля. Но фотографию делает не анекдот со стулом, а лица этих обделенных спортом пацанов, кирпичная изъеденная стена с жуткими забитыми воротами в подвал… Каменные московские джунгли тех лет».
Михаил Дашевский: «Вокзал тогда был старый, его скоро снесли. А во время перестройки вокзала на этой площади что только ни творилось — ни пройти, ни войти. А тут еще дождь. Снимал из-под строительного навеса. Струи воды, машины, фигуры в движении со смазанными ногами (длинная выдержка — 1/15–1/8). Определяющей для этого снимка деталью стала рука мальчика, который смотрит на маму с вещами посреди проливного дождя. Это некая мгновенная ситуация, схваченная, в общем, почти случайно».
Михаил Дашевский: «Чтобы снять портрет, не обязательно снимать лицо. Можно снять фигуру, руки, ноги, спину — для психологии состояния этого достаточно. И тут все важно — и одежда тоже. Парочка, дед и внук, стоят у набережной канавы, параллельной Москва-реке. Напротив — старая московская гостиница “Балчуг”, вполне гармонирующая с парочкой. Теперь на ее месте стоит новое здание, в другом стиле, которое вряд ли с этой парочкой гармонировало бы».
Михаил Дашевский: «На Пушкинской площади был магазин женской одежды “Наташа”, сейчас там переход подземный к метро. Это фронтальный снимок людей, спокойно ждущих зеленый свет на переходе. Торопиться некуда, ничто не отвлекает. Редкое мгновение заснять людей такими, какие они есть. Этот прием я и потом использовал. Он помогает не промахнуться на частностях. Особенного тут ничего, но лица хороши, и девочка, и взрослые, москвичи».
Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей»
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024