В первые дни нового года принято вспоминать главные события года ушедшего. По просьбе агентства «Мосгортур» директора восьми московских музеев рассказали о проектах, реализацией которых особенно гордятся, и других приятных событиях 2019 года.
Одним из важных событий 2019 года, объединившим музеи, галереи и выставочные залы, подведомственные столичному Департаменту культуры, стал спецпроект «Музеи Москвы». Здесь регулярно появляются новости о жизни музеев, гиды по самым интересным выставкам, интервью с кураторами экспозиций, хранителями и директорами музеев.
— В 2019 году мы реализовали немало новых и интересных проектов. Сложно выделить самые важные – во все вложено много энергии. Например, в конце марта совместно с Музеем науки в Лондоне мы открыли образовательную выставку «Супермикробы. Борьба за жизнь». Проект был посвящен проблеме роста числа бактерий, устойчивых к антибиотикам, которую Всемирная организация здравоохранения ставит на пятое место по степени угрозы человечеству.
Другой важный проект этого года – запуск выставки в поезде метро. С конца августа на Арбатско-Покровской линии в поезде «Акварель» работает выставка «Растения Красной книги города Москвы», которую мы сделали совместно с Русским обществом любителей ботанической иллюстрации.
Еще один повод для гордости – передвижная выставка «Засушенному – верить», которая принесла нам диплом за нестандартный подход к организации выставочной деятельности на международном фестивале «Интермузей».
Также в 2019 году произошло еще одно важное событие, не связанное с выставками: по инициативе Департамента культуры Москвы началась работа над проектом капитального ремонта и реставрации двух строений XIX века, в которых располагается музей.
— В 2019 году мы провели более 40 выставок. Самыми значимыми для нас стали экспозиции, посвященные 210-летию со дня рождения Чарльза Дарвина. Также среди важных мероприятий, которые прошли в музее в этом году, – фестиваль «Знакомьтесь – заповедники!», посвященный российской природе.
Самое приятное событие года связано с интернетом: Дарвиновский музей вошел в тройку самых популярных музеев в поисковых запросах после Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Самая удивительная цифра ушедшего года – 12 635. Именно столько посетителей пришло в Дарвиновский музей в июне в бесплатный для посещения четверг. Эта рекордная цифра, видимо, была продиктована летними каникулами и большим притоком туристов в Москву.
Наш музей всегда был переполнен в третье, бесплатное воскресенье месяца. Мы думали, что после перехода на музейную неделю с отдельными днями бесплатного посещения для каждого музея и галереи нас ждет спад посетителей. Но в реальности все оказалось иначе.
— Одним их самых важных проектов для нашей команды в этом году стала модернизация главного зала музея «Утро космической эры». Мне кажется, нам удалось передать дух эры первых космических открытий.
Главным выставочным проектом для нас стала экспозиция «Леонов», представившая легендарного космонавта Алексея Леонова с неожиданной стороны – как художника. Выставка открылась 30 мая и была приурочена к 85-летию Алексея Архиповича, которого, к глубочайшему сожалению, с нами уже нет.
В этом году Музей космонавтики принял участие в разработке коллекции космической одежды и запуске ток-шоу «МКС на связи», в котором приглашенные звезды – актеры, музыканты, блогеры – получают возможность побеседовать с космонавтами.
Мы активно развиваем наши космические истории в других городах и странах. В этом году второй раз провели выставку «Proкосмос» в Санкт-Петербурге, открыли выставку на улицах Екатеринбурга и выставку «Космос и кисти. Изображая Землю» в Армении. В Доме-музее Мартироса Сарьяна в Ереване мы показываем картины космонавтов Алексея Леонова и Владимира Джанибекова.
Наша фондовая коллекция пополнилась в этом году интересными экспонатами, например двумя биопринтерами «Орган.Авт». На таких аппаратах наши космонавты уже провели на орбите эксперименты по печати живых тканей и органов.
— Главным событием 2019 года для нас стало завершение трехлетней комплексной реставрации павильона «Грот», ракушечное убранство интерьеров и скульптуры которого были целиком восстановлены. Кроме того, в течение года велась реставрация фасадов дворца, Голландского и Итальянского домиков, кузни, сушильни и каретного сарая, кухонного флигеля, ограды XIX века и подлинной парковой скульптуры, в том числе символов усадьбы – обелиска и колонны со статуей Минервы.
2019-й – год 100-летия музея, так что у нас было много юбилейных мероприятий. Среди них музыкальный фестиваль «Классика в Кускове» и две масштабные экспозиции. Весной открылась выставка «Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло», представившая в максимальном объеме коллекцию фарфора выдающегося собирателя, а в ноябре ее сменила экспозиция «Страницы истории. К 100-летию Музея керамики», посвященная истории музея и его коллекциям.
А еще в этом году команда музея запустила новый современный сайт. Он не только поможет спланировать визит, но и познакомит с коллекциями и научными трудами наших сотрудников.
— 2019 год был богатым на яркие проекты, знаменательные события и красивые цифры: мы открыли 91 выставку, музей и его филиалы посетили рекордные 350 тысяч человек, а фонды пополнились двумя тысячами экспонатов – в их числе уникальные рукописи, мемориальные вещи, предметы быта XVIII–XX веков, произведения искусства.
Самым важным событием для нас стал, конечно, 220-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Пушкинский год мы начали грандиозным проектом «Портреты А.С. Пушкина» – это была первая в истории пушкинской иконографии выставка, собравшая более 300 оригинальных портретов из собраний ведущих музеев и художественных галерей страны.
Большой радостью для меня является успех открытого в 2018 году Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке. В 2019 году он стал одним из самых популярных тургеневских мест России, за его научную реставрацию коллектив нашего музея получил заслуженную награду в конкурсе «Московская реставрация – 2019», которую я принял из рук Мэра Москвы.
Завершение года – это время не только подводить итоги, но и строить новые планы, иногда заранее. Мы, например, уже начали готовить программу к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича, которое пройдет в 2024 году.
— Через два года, в 2022 году, весь музыкальный мир будет отмечать 150-летний юбилей Александра Николаевича Скрябина. Мы решили готовиться к этому событию заранее и потому уже в 2019 году опробовали новые форматы подхода к такому знаковому событию. И начали с Берлина, где шедевры композитора с интересом слушают до сих пор.
Судя по отзывам и немецкой аудитории, и наших соотечественников за рубежом, передвижная юбилейная выставка «[Не]известный Скрябин» и фортепианный концерт с визуализацией удались. Теперь в оставшееся до знаменательной даты время мы можем без опасения тиражировать подобную программу с корректировкой по месту в тех городах Европы и Америки, где и поныне помнят триумфальный успех maestro A. Scriabin.
В 2019 году нам удалось благодаря партнерам музея и нашей коллеге, доктору искусствознания Валентине Рубцовой, выпустить еще несколько томов задуманного нами многотомного полного собрания музыкальных сочинений нашего героя.
И еще одна радость уходящего года: сотрудник нашего музея Антон Жеребнов был удостоен звания «Лучший музейный работник-экскурсовод города Москвы – 2019».
— Для «Царицына» 2019 год был особенным. Мы широко отмечали 290-летие Екатерины II – нашей главной героини. Амбициозные планы оказались даже перевыполнены: открылось шесть выставочных проектов, из которых особенно хочется отметить два.
Новая постоянная экспозиция «Царицыно Екатерины II» с апреля знакомит посетителей с ярким 20-летним периодом строительства дворцово-паркового ансамбля архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым.
В августе в Екатерининском зале Большого дворца открылась выставка одной картины – «Портрета Екатерины II с Георгиевской лентой» кисти Дмитрия Левицкого. С 1787 года она украшает Посольский зал Президентского дворца в столице Мальты Валлетте и до этого года ни разу не была в России. Неоценимую помощь в организации этой выставки оказало посольство Республики Мальта в России.
Невозможно не упомянуть о парке, который мы считаем продолжением музейного пространства. По предварительным подсчетам, в 2019 году Царицыно посетили 6,5 миллиона человек. В парке традиционно проходит множество мероприятий, в том числе наши фестивали, которые в этом году пользовались особенным интересом публики, – «Дачное Царицыно» и фестиваль исторических садов.
Еще один важный итог уходящего года – поворот в сторону декоративно-прикладного искусства. Это важная для «Царицына» тема, ведь 35 лет назад наш музей создавался именно как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. В нашей коллекции более 40 тысяч предметов. В 2019 году мы запустили проект «Год керамики в “Царицыне”», который позволил не только показать шедевры, хранящиеся в наших фондах, но и актуализировать работу с современными художниками-керамистами.
— Для нашего музея 2019 год выдался очень насыщенным. Мы представили три крупных выставочных проекта: «100 лет всего. История семьи Эфрон», наша выставка-сериал, позволяющая каждому посетителю найти персонажа и проследить его историю; «“Многоликая Ася”: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой», посвященная 125-летию Анастасии Ивановны Цветаевой; и «Внутренняя Таруса», где впервые за долгое время мы из эпохи Серебряного века шагнули в оттепель, попытавшись вместе с Музеем Константина Паустовского разгадать феномен удивительного города Тарусы и рассказать историю культового альманаха «Тарусские страницы» через призму судеб Ариадны Эфрон и Константина Паустовского.
Конечно, особенным событием для каждого музея становится пополнение фондов. Этой осенью Ольга Андреевна Трухачева, внучка Анастасии Цветаевой, преподнесла нам в дар сборник «Разлука» с автографом поэта. Марина Цветаева лично подписала его для сестры Ольги Андреевны.
Но, конечно, главная гордость 2019 года (как и любого другого!) для меня лично – это команда музея, которая день за днем содержала наш дом в чистоте и порядке, хранила замечательную коллекцию, готовила новые выставки и мероприятия, научные исследования, информационные статьи. Это профессионалы своего дела и очень душевные люди, которые наполняют наш дом теплотой, вдохновением и любовью к своему делу – сохранению и развитию нашей культуры.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста