Метровагон «Номерной» стал частью постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы

20 октября 2023
Транспорт

Метровагон 81–717 стал новым экспонатом Музея транспорта Москвы. Его установили на подземном уровне гаража Константина Мельникова, посвященном Московскому метрополитену. Вагоны этой серии в народе получили прозвище «номерные» из-за отсутствия буквенного обозначения. Пассажиров метро они начали перевозить с 1977 года и стали самым массовым типом подвижного состава в метрополитенах России и Восточной Европы.

«В конце 2024 года в гараже Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27) откроется постоянная экспозиция Музея транспорта Москвы. Сейчас специалисты проводят реставрацию исторического транспорта и создают заново макеты уже утраченных образцов. Мы с нетерпением ждем открытия музея и уверены, что экспозиция о транспорте столицы будет интересна для людей всех возрастов. Это будет одна из самых популярных культурно-образовательных площадок Москвы», — рассказал заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

Экспонат музея номерной вагон 81–717 с номером 8535 построили на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова в июне 1983 года. В том же месяце он поступил в депо «Сокол» Московского метрополитена. В октябре 1993 года вагон передали в депо «Варшавское», где он перевозил пассажиров вплоть до июля следующего года. Последующие 20 лет вагон использовали как тренажер, а затем передали в депо «Планерное».

Перед установкой вагона в постоянную экспозицию сотрудники музея провели масштабные реставрационные работы. С него удалили старые слои краски и восстановили изначальную схему окраски, воссоздали пластиковую обшивку салона с оригинальным рисунком.

«Для реставрации экспоната сотрудники музея использовали исторические фотографии из народного музея Московского метрополитена и Российского государственного архива кинофотодокументов, чертежи из научно-технической библиотеки Московского метрополитена и технологического бюро ГУП “Московский метрополитен”, книги о подвижном составе. Реставрация велась при участии сотрудников Московского метрополитена и поддержке компании “Трансмашхолдинг” — ведущего российского разработчика и производителя подвижного состава», — отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.

Появление номерного типа вагонов совпало с бурным развитием систем метрополитена в советских городах, и на новый подвижной состав образовался повышенный спрос. Помимо традиционного производства метровагонов в Мытищах, номерные начали производить и на Ленинградском вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова.

Главное отличие новой серии от своих предшественников — отсутствие кабины машиниста в промежуточных вагонах. Перемещение вагонов из середины состава в начало было редкостью, поэтому наличие неиспользуемых кабин только отнимало у поезда вместимость. В номерных устранили этот недостаток, разом повысив провозную способность вагонов на 10 процентов.

Первые номерные вышли из ворот Мытищинского машиностроительного завода в середине 1978 года. Вагоны этой серии выпускали до 2014 года в Москве и до 2007-го в Санкт-Петербурге, неоднократно подвергая модернизации. Номерные до сих пор работают практически во всех метрополитенах бывшего СССР, кроме Казанского и Алма-Атинского. Их также поставляли и за рубеж: в метро Праги, Будапешта, Варшавы и Софии.

С начала сентября Музей транспорта Москвы уже разместил в гараже единственный в мире сохранившийся метровагон В восьмидверной модификации, вагоны типа Г и Еж-3, а также мотовоз АГМу. До середины ноября экспозицию пополнят еще два экспоната: вагон «Яуза» (81–720) и макет метровагона «Москва-2019» (81–765.4), который создает компания «Метровагонмаш».

Как и другие экспонаты, вагон «Номерной» опустили под землю через монтажный проем в перекрытии первого этажа. Его установили на макет исторической рельсошпальной решетки. До открытия музея экспонаты будут закрыты защитными кофрами.

Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и живой исследовательский центр, отвечающий на вопрос, что движет столицей. В фондах хранятся легковые и грузовые автомобили, такси, автобусы, троллейбусы, машины городских служб, вело- и мототехника. Сейчас их можно увидеть на различных выставках и на действующих объектах транспорта. В следующем году постоянная экспозиция музея переедет в гараж Константина Мельникова по адресу: Новорязанская улица, дом 27. Сейчас памятнику архитектуры советского авангарда возвращают исторический облик.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

«Цветочное настроение» в библиотеке № 72

4 – 25 сентября

«Дама с камелиями» в Театре на Трубной

6 сентября26 октября


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies