Московский метрополитен сегодня строят беспрецедентными темпами. Помимо масштаба строительства, впечатляет и скорость: за последние 10 лет в столице открыли 100 новых станций метро и Московского центрального кольца (МЦК). Прямо сейчас тысячи рабочих сооружают еще десятки. Кстати, строящимся и проектируемым станциям на днях присвоили названия с учетом мнения москвичей. Над этими проектами трудятся представители практически всех строительных профессий: от инженеров до маркшейдеров, от механизаторов до операторов проходческих щитов.
В День строителя рассказываем о том, какие профессии востребованы в строительстве метро, что происходит в котловане и почему один из самых ответственных видов работ для строителей подземки на высоте.
В столице началось строительство новой Рублево-Архангельской линии метрополитена, его в качестве генерального проектировщика и генерального подрядчика ведет группа компаний «Мосинжпроект». На строительной площадке станции «Народное Ополчение» будущей Рублево-Архангельской линии метро всюду сложены железобетонные полукруглые блоки — элементы для обделки тоннелей, стоят краны и металлические «кубики» бытовок. Все вместе напоминает огромный конструктор: из отдельных деталей рабочие скоро соберут целую станцию.
Строители приступили к проходке тоннелей новой ветки рядом с уже открытой станцией «Народное Ополчение» Большой кольцевой линии. Одноименная станция метро появится и на строящейся Рублево-Архангельской линии. Этот радиус соединит Пресненский район с Одинцовским и Красногорским городскими округами в Подмосковье. Станция «Народное Ополчение» станет пересадочной с Рублево-Архангельской на Большую кольцевую линию.
Облачившись в светоотражающие жилеты, каски и защитные очки, мы спускаемся в котлован по бесконечным решетчатым ступенькам и металлическим мостикам, специально собранным на время стройки. Спуск не из легких: глубина — 20 метров.
Сейчас в работе важный этап: ведется проходка первых тоннелей на линии. Более километра участка трассы уже пройдено по каждому из тоннелей. По рельсам одного едут вагонетки с бетонными блоками, по рельсам другого — с землей.
«Проходка тоннелей происходит следующим образом: тонеллепроходческий щит разрабатывает грунт и продвигается на расстояние, четко равное ширине железобетонного кольца обделки тоннеля. На этой площадке разработанный грунт грузят на вагонетки, вывозят из тоннеля и краном поднимают из котлована на строительную площадку, на других площадках для этих целей используется конвейер. Затем по рельсам подаются элементы колец обделки для завершения цикла процесса тоннелепроходки и перехода к следующему циклу», — объясняет ведущий инженер проекта дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект» Евгений Чернов.
Его работа на стройплощадке — проверять, все ли идет правильно на всех этапах работ, осматривать готовую часть тоннеля, проходческий комплекс. «Кроме того, я слежу за тем, чтобы работа велась непрерывно и никто никому не мешал», — уточняет специалист.
Закрытие участка БКЛ позволило в восемь раз сократить сроки подключения новых станцийСтроители рассказали, что будет сделано во время закрытия участка БКЛ
«Мы ведем проходку двух перегонных тоннелей механизированными комплексами — специальными машинами. Выполняем устройство крепления котлована. Уже выполнена бетонная подготовка на участке будущего вестибюля № 2 станции “Народное Ополчение”. Скоро приступим к возведению монолитных конструкций — созданию вестибюля», — говорит заместитель руководителя проекта службы строительства метрополитена компании-подрядчика Никита Власов.
По его словам, уже удалось разработать 70 тысяч кубических метров котлована — более половины объема. Проходческие работы выполнены на две трети. Но в целом станция пока на начальной стадии строительства.
«На нашем участке трудятся прежде всего проходчики, они занимаются непосредственно строительством тоннелей. Далее — операторы, управляющие тоннелепроходческими механизированными комплексами (ТПМК), редкие и ценные специалисты. Маркшейдеры — подземные геодезисты. Механизаторы — рабочие экскаваторов на разработке котлованов. И конечно, на объекте работают начальник участка, его заместители и горные инженеры. Без них ничто не сдвинулось бы с места», — подчеркивает Никита Власов.
Никита Власов, будучи студентом, в 2016 году пришел в качестве практиканта на строящуюся станцию «Савеловская» БКЛ. После окончания университета продолжил работать в подземке. В частности, участвовал в сооружении станций «Мичуринский проспект», «Аминьевская», «Проспект Вернадского» Большой кольцевой линии, открытых в прошлом году. На последнем проекте уже стал руководителем.
«Я координирую строительно-монтажные работы подрядчиков, слежу за тем, чтобы не было неувязки проектных решений. Направлять, координировать и связывать — это мои ключевые задачи. — объясняет собеседник mos.ru. — Мне нравится, что я сам могу пользоваться результатами своего труда: каждый день езжу на работу по Большой кольцевой линии», — с гордостью признается москвич.
Строительство восточного участка БКЛ вышло на финишную прямуюСергей Собянин посетил строящуюся станцию «Сокольники» Большой кольцевой линии метро
Мотор стройки — бригадир комплексной бригады ТПМК компании-подрядчика Виктор Береза. Он руководит бригадой проходчиков. Виктор в профессии 15 лет. Говорит, что когда-то приехал из Ростовской области на стройку в столицу, постепенно сроднился со своей специальностью и уже не представляет себе другой. Ему нравится, что ни один рабочий день не похож на предыдущий.
«Самое сложное и интересное — найти подход к каждому рабочему. Ведь у меня в команде почти 200 человек. Иногда достаточно объяснить, что делать, и работа идет, а бывает, приходится журить», — рассказывает бригадир.
Пока мы ходим по котловану, за нами внимательно наблюдает Дмитрий Смородинов, главный специалист группы по работе с объектами строительства метрополитена и электродепо управления охраны труда и промышленной безопасности АО «Мосинжпроект». Он сам не занимается тоннелепроходкой и не укладывает бетонные кольца, но без него, по словам рабочих, приступить к стройке было бы невозможно: Дмитрий — своего рода подушка безопасности.
«Я провожу обучающие тренировки для рабочих перед каждым новым этапом строительства, чтобы они были максимально подготовлены, в том числе к работам на высоте», — говорит собеседник mos.ru.
Скоро предстоит сооружать стены и потолок вестибюля. На строительной площадке «Народного Ополчения» оборудован учебно-практический полигон: здесь установили специальный тренировочный стенд, на котором приглашенные инструкторы показывают, как пользоваться страховочными поясами и вести себя в различных ситуациях на высоте.
«Вот анкерные устройства — крючки, — рассказывает инструктор. — Их нужно зацепить за конструкции, на которых вы работаете. А вот карабин, через него проходят ремни, ведущие к крючкам. Пока вы держитесь руками, он открыт, как только начинаете падать, захлопывается и блокирует ремни. Вы оказываетесь в зафиксированном положении».
Рабочие выстроились на полигоне, внимательно слушают. Дмитрий Смородинов также напоминает о правильном использовании средств индивидуальной защиты на стройке: каски, очков и других.
Дмитрий занимается охраной труда с 1995 года. Говорит, что на любой стройке хочет видеть людей здоровыми и довольными. Тогда и поезда встанут на рельсы вовремя.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино