Программа «Московская музейная неделя» помогает бесплатно увидеть все интересные выставки за семь дней. С апреля более 40 музеев и выставочных залов, подведомственных столичному Департаменту культуры, работают бесплатно в один из дней каждую третью неделю месяца.
12 августа стартует пятая музейная неделя. Mos.ru и агентство «Мосгортур» выбрали 11 выставок, на которые можно попасть бесплатно с понедельника по воскресенье.
Место: Музей героев Советского Союза и России (Большая Черемушкинская улица, дом 24, корпус 3)
Дата: 12 августа
Наверное, нет ни одного поэта, писателя или художника прошлых столетий, который не черпал бы вдохновения в усадебном отдыхе. Загородный дом, окруженный садом, нередко становился местом действия литературного произведения или главным героем живописного полотна.
В экспозицию в Музее героев Советского Союза и России вошло более 200 пейзажей, написанных в московских и подмосковных усадьбах — Кускове, Архангельском, Абрамцеве, Муранове, Марфине. Но не в прошлые века, а сегодня. Идея представить взгляд современных живописцев на старинные уголки принадлежит художнику Игорю Раевичу, который выступил куратором выставки.
«Мастерская 20’19. Дисморфофобия, или Война внутри тебя»
Место: Московский музей современного искусства (улица Петровка, дом 25)
Дата: 13 августа
Дисморфофобия — это расстройство человеческой психики, связанное с неприятием собственного тела. Претензии к своему внешнему виду часто появляются из-за общепринятых стандартов красоты и популярности социальных сетей. Молодые художники из школы «Свободные мастерские» провели собственное исследование дисморфофобии. Его результаты можно увидеть в Музее современного искусства на Петровке.
Герои работ — реальные люди, сами авторы и придуманные персонажи — откровенно рассказывают о недовольстве собой. Каждая работа не просто исповедь — эти переживания, знакомые многим, встраиваются в современный социальный контекст.
Место: «Мультимедиа-арт-музей» (улица Остоженка, дом 16)
Дата: 13 августа
Мировая известность пришла к фотографу Жану-Батисту Уину в 1996 году, когда он представил серию портретов мэтров Французской академии «Бессмертные», заявив о себе как о блестящем портретисте. Статус одного из лучших в мире окончательно закрепился за ним на выставке в Париже, когда в душу зрителя заглянули «Глаза» (2002).
Впервые его работы выставлялись в Москве на «Фотобиеннале-2004». Через 15 лет после первого знакомства с российской публикой Жан-Батист Уин возвращается с ретроспективой Beauty. В экспозиции представлены серии «Природа» (Nature), «Монохром» (Monochrome), «Животные» (Animaux), «Насекомые» (Insectes), «Япония» (Japon), «Женщина» (Woman).
Уин говорит, что этим проектом он попробовал ответить на вопросы, стоит ли возвышать красоту или уродство, существуют ли они сами по себе и что такое красота, изображенная художником.
«Царицынские древности. Археология Царицына»
Место: музей-заповедник «Царицыно» (Дольская улица, дом 1)
Дата: 14 августа
Накануне дня археолога, который в России отмечают 15 августа, можно запланировать посещение постоянной экспозиции Большого дворца. Здесь представлены археологические находки, сделанные на территории музея-заповедника. Украшения и кухонная посуда поведают о вятичах, живших здесь когда-то, печные изразцы XVII века — о Стрешневых, владевших этим местом, а детали построек и монеты XVIII века — о других хозяевах, князьях Кантемирах. Драматическую историю незаконченного строительства резиденции для Екатерины Великой рассказывают детали белокаменного декора, поливная черепица, клейменый кирпич и другие оставшиеся здесь следы работ.
Место: Мемориальный музей А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1)
Дата: 14 августа
О жизни изобретателя светомузыки и автора космических симфоний Александра Скрябина рассказывает фотодокументальная выставка «Семейный альбом». Множество фотографий ведут зрителя от трогательных детских снимков к портретам композитора с мировой славой, от детства, проведенного с бабушками и тетей, сложных отношений с отцом до неудавшегося брака, жизни за границей и любви всей жизни.
В экспозицию вошли копии фотографий из фондов музея и не публиковавшиеся ранее снимки, переданные музею наследниками младшей дочери композитора и его второй супруги.
Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора
«Портретная галерея усадьбы Кусково»
Место: Музей керамики и усадьба Кусково XVIII века (улица Юности, дом 2, строение 1)
Дата: 15 августа
Первую в России портретную галерею для Академии наук создал известный гравер Иоганн Штенглин в середине XVIII века. Она состояла исключительно из портретов царей и их родственников. Вторя императорам, дворяне также стали собирать свои коллекции, вписывая в ряды славных особ и свои семейства.
В Кускове представлен единственный сохранившийся практически полностью (123 портрета) образец таких собраний — портретная галерея, основанная графом Петром Борисовичем Шереметевым во второй половине XVIII века. Принцип, по которому он сформировал свою коллекцию, впоследствии стал основой для составления усадебных галерей.
Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)
Дата: 15 августа
Выставка рассказывает о таинственном подземном мире и жизни и привычках его обитателей. Герои экспозиции — более сотни животных, которым выкапывание нор и туннелей помогает выводить потомство, спасаться от засухи и холода. И это не только кроты и землеройки! В определенных обстоятельствах норы выкапывают даже аллигаторы.
Подземная жизнь делает сильными даже самых слабых на первый взгляд животных. Например, голые землекопы обладают суперспособностями — эти грызуны не чувствуют боли и дольше всех млекопитающих могут находиться без кислорода.
Место: усадьба «Люблино» (улица Летняя, дом 2, строение 1)
Дата: 16 августа
В зеркальном зале театральной школы в Люблине можно узнать, как выращивали сады 200 лет назад. В экспозиции представлены книги по садоводству, гербарии с примерами садовых растений того времени и графические листы, иллюстрирующие традиции садово-паркового искусства конца XVIII — первой половины XIX века.
Особое внимание уделено истории легендарной оранжереи Николая Дурасова, вмещавшей даже коллекцию деревьев из разных стран, в том числе столетнее померанцевое дерево.
«Народная графика. Эпизод первый: всякая всячина»
Место: Музей русского лубка и наивного искусства (Малый Головин переулок, дом 10, строение 1)
Дата: 16 августа
Лубок появился в России в конце XVII века и не терял популярности около двухсот лет. В первую очередь благодаря доступности: купить хулиганскую лубочную картинку на ярмарке можно было за копейку-полторы. Одни исследователи считают русский лубок прежде всего массовой культурой прошлого, сравнимой с современными мыльными операми, другие находят в этих немудреных на первый взгляд картинках сложный политический подтекст и злую сатиру.
Первая часть выставочного сериала о народной графике «Всякая всячина» предлагает разобраться, кого на самом деле хоронят грызуны в известной серии листов «Как мыши кота хоронили», кто такой «коркодил», на которого шла войной Баба-яга, и откуда родом богатырь Еруслан Лазаревич.
Место: Музей А.С. Пушкина (улица Пречистенка, дом 12/2)
Дата: 18 августа
О достоевскиймо бегущей тучи!
О пушкиноты млеющего полдня!
Ночь смотрится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня.
Это стихотворение один из родоначальников футуризма в России Велимир Хлебников написал в 1908 году. Русские футуристы, грозившиеся скинуть классиков с корабля современности, начали с противопоставления себя Солнцу русской поэзии. Собственно, первая футуристическая опера «Победа над Солнцем» (1913) была про это — про то, как молодые будетляне повергают устаревшего и забронзовевшего Пушкина. Но вскоре оказалось, что с Александром Сергеевичем у них много общего, и война с Пушкиным превратилась в войну за Пушкина — с пушкинистами. «Были б живы — стали бы по ЛЕФу соредактор. Я бы и агитки вам доверить мог», — обращается к нему Маяковский в своем «Юбилейном» в 1924 году. И добавляет: «Я дал бы вам жиркость и сукна, в рекламу б выдал гумских дам. (Я даже ямбом подсюсюкнул, чтоб только быть приятней вам)».
Выставка «Пушкиноты млеющего полдня», созданная двумя литературными музеями — Музеем А.С. Пушкина и Музеем В.В. Маяковского, поводит нас по истории этих войны и мира футуристов со «старичками русской литературочки». Афиши выступлений Маяковского соседствуют с документами и предметами пушкинских времен. Рядом оказываются и их посмертные маски вместе с оружием, оборвавшим их жизни.
Место: Старый Английский Двор (Музей Москвы) (улица Варварка, дом 4а)
Дата: 18 августа
Главный экспонат выставки «Солдат неудачи» — надгробие немецкого юриста, который, попав в русский плен, через какое-то время стал советником у Ивана Грозного. Через судьбу немца-опричника зрители узнают подробности о жизни страны во время правления Ивана IV, историю Москвы той эпохи и трудности, с которыми сталкивались жившие в России иностранцы.
Белокаменное надгробие на выставке предстает в окружении предметов конца XVI — XVII века — кандалы, европейские и отечественные монеты и другие экспонаты из фондов Музея Москвы, иллюстрирующие определенные этапы жизни немецкого юриста.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»