Линии и радиусы: Главархив — о том, как строили метро в 1960-е годы

23 февраля 2023
Транспорт

После окончания Великой Отечественной войны перед Москвой стояло много стратегических задач. Согласно пятилетнему плану развития народного хозяйства, в 1946 году в столице должны были уделить внимание восстановлению тяжелой промышленности, развитию жилищного строительства и улучшению транспортной инфраструктуры. Продолжили и работы по строительству метро (они не прекращались и в годы войны), хотя тогда оно было менее популярно, чем сейчас. Например, в 1948 году 57 процентов пассажиров пользовались трамваем и только 33 процента — метро. Общая протяженность линий составляла 40 километров, на них было всего 29 станций. Для сравнения: сейчас в столице более 250 станций метро.

Необходимость строительства метро и активного расширения жилищного фонда была связана с общим ростом населения Москвы после войны. Согласно статистическим данным, в 1945 году в столице жило три миллиона 361 тысяча человек, а к началу 1956-го число москвичей выросло до четырех миллионов 839 тысяч человек. Власти озаботились тем, чтобы обеспечить людей жильем: были развернуты масштабные стройки, на городских окраинах появились новые кварталы. К концу 1960 года московский жилой фонд составлял 75,8 миллиона квадратных метров. Теперь необходимо было обеспечить жителей доступным общественным транспортом.

В Главархиве Москвы сохранилось несколько решений о строительстве новых линий метро, в частности решение Моссовета от 22 февраля 1957 года «О перспективной схеме развития метрополитена и строительстве линий метрополитена на 1957–1960 годы».

Навеска асбоцементного зонда во время строительства станции метро «Фрунзенская». Фото А. Столярова. Январь 1957 года. Главархив Москвы

В документе рассматривается вопрос о продлении существующих линий (радиусов), сооружении новых станций и строительстве новых переходов, что в совокупности дало бы возможность увеличить поток пассажиров.

План перспективного развития, который разработал и представил в Моссовет Институт генплана Москвы совместно с Метрогипротрансом, предусматривал продление Замоскворецкой линии на юг — от «Автозаводской» до поселка Коломенское, поскольку несколько подмосковных сел — Коломенское, Нагатино, Новинки — вошли в черту города в 1960 году в ходе масштабного расширения границ Москвы и реконструкции Нагатинской поймы. «Коломенскую» ввели в эксплуатацию в 1969-м, но уже в составе участка «Автозаводская» — «Каховская». От «Сокола» (до 1964 года это была конечная станция зеленой ветки) предполагалось проложить метро до Химкинского (сейчас — Северный) речного вокзала. Станции «Речной вокзал», «Войковская» и «Водный стадион» открылись в 1964 году.

Главархив рассказал, какими были первые проездные билеты на метро

Фрунзенский радиус (современная Сокольническая линия) хотели продлить от метро «Университет» на юго-запад. На тот момент станция находилась в процессе строительства. В эксплуатацию ее ввели 12 января 1959 года. В 1963-м Сокольническую линию продлили до станции «Юго-Западная». В 2014–2018 годах на ней появилось еще семь станций: «Тропарево», «Румянцево», «Саларьево», «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка». Упомянутая в документе историческая местность Воронцово, которая с 1960 года была юго-западной окраиной столицы, получила станцию метро только в декабре 2021-го — «Воронцовскую» Большой кольцевой линии.

На строительстве Фрунзенского радиуса Московского метрополитена; четырехленточный эскалатор в вестибюле станции «Ленинские горы». Фото Л. Великжанина. 1958 год. Главархив Москвы

От «Киевской» по направлению к району Фили метро продлили до «Кунцевской». К северу от конечной на тот момент станции «Сокольники» метро планировали проложить до стадиона в Измайлове. Но в итоге этот план не осуществился и следующей после «Сокольников» стала станция «Преображенская площадь» (1965 год).

В числе запроектированных станций значилась «Пушкинская» Горьковского радиуса, которая должна была стать частью Замоскворецкой линии. Интересно, что еще в 1930-е годы станция упоминается в планах как «Страстная площадь», но тогда для нее был сделан лишь подземный задел. «Пушкинскую» ввели в эксплуатацию в 1975 году, но уже в составе Таганско-Краснопресненской линии.

Осталась и нереализованная часть проекта. Например, станцию «Хмельницкая» Покровского радиуса, которая должна была располагаться под Маросейкой, не построили. Отказались и от идеи запустить новый радиус  — от «Библиотеки имени Ленина» до поселка Текстильщики.

В долгосрочной перспективе планировалось создание трех новых радиусов: Тимирязевско-Калужского, Щербаковско-Серпуховского, Краснопресненско-Калининского. Однако эти линии метро так и не появились.

На протяжении 1960-1980-х годов Московский метрополитен расширился: появились Калужско-Рижская, Таганско-Краснопресненская и Калининская линии. Они лишь отчасти соответствуют заявленным в документе направлениям, но намеченные в 1957 году цели по обеспечению новых жилых массивов самым быстрым и удобным городским транспортом были достигнуты.

Пробный поезд на станции метро «Ленинские горы», сооруженной на двухъярусном мосту через Москву-реку. Фото Л. Великжанина. 1958 год. Главархив Москвы

Благодаря сохранившемуся в Главархиве документу можно проследить изменения, которые происходили в Москве в конце 1950-х. Центральная часть города стала более доступной для жителей и гостей столицы. Благодаря работе метрополитена можно было легко и быстро добраться до важных достопримечательностей, посетить музеи, парки, стадионы и магазины.

Появление в перспективном плане метро новых радиусов и продление существующих позволяло соединить отдаленные районы города. Жители получили возможность быстро добираться на работу и учебу, что было особенно актуально для людей, живших на «Юго-Западной», поскольку там бурно развивался район Черемушки.

Упомянутый документ горожане могут увидеть в читальном зале Главархива Москвы по адресу: Профсоюзная улица, дом 80. Читальный зал открыт для посетителей по понедельникам с 09:30 до 16:30, по вторникам и четвергам с 12:00 до 20:00, по пятницам с 09:30 до 15:00.

 

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Дама с камелиями» в Театре на Трубной

6 сентября26 октября

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies