Множество предметов, принадлежавших горожанам два-три века назад, нашли археологи во время раскопок вблизи Сретенки. Среди них – фрагменты курительных трубок, монеты и части керамических подсвечников.
Кроме того, специалисты обнаружили единичные артефакты: металлический складень с иконами, нательный и наперсный кресты, миниатюрный керамический кувшин, железный навесной замок, две медные пуговицы, помадная баночка и латунная аптечная гирька. Все предметы датируют XVIII–XIX столетиями.
«Все эти находки связаны с улицей Сретенка не случайно. До конца XVIII века она считалась одной из главных улиц в Москве. Здесь жили торговцы и ремесленники, на Сретенке и в соседних переулках располагались лавки, аптеки, мастерские и заведения, популярные у москвичей. Если нужен был литейщик, скорняк, ветошник (торговец старыми вещами) или плотник, то жители города отправлялись на Сретенку», – рассказал глава городского Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
По его словам, особый интерес вызывают более 30 фрагментов чубуков курительных трубок. Это части так называемых «турецких» трубок, которые были местными подражаниями импортным аналогам. В Москве они получили распространение после русско-турецких войн второй половины XVIII века и сохранили популярность вплоть до середины XIX века. Все найденные трубки были неоднократно использованы, многие из них даже сломали, предположительно, при выколачивании пепла.
Кроме того, археологи нашли семь монет разного достоинства: от деньги (1/2 копейки) до 5 копеек. Самая ранняя датируется 1734 годом, самая поздняя – 1851 годом. Еще одной многочисленной категорией находок на Сретенке стали шесть частей керамических подсвечников. Специалисты относят эти фрагменты к первой половине XIX века. Археологи предполагают, что такие подсвечники были популярнее металлических из-за своей невысокой стоимости. Но и приходили в негодность они чаще, так как керамика была хрупкой.
Среди единичных находок Алексей Емельянов выделяет металлическую икону-складень с библейскими сюжетами. Обычно складни состояли из трех частей. Их брали в дальние путешествия или носили с собой, когда намечалось важное дело.
В складне, что найден в районе Сретенки, сохранилась лишь центральная часть, боковые створки до наших дней не уцелели. На внешней стороне изображен Голгофский крест, а внутренняя поделена пополам: сверху можно увидеть иконографические клейма Воздвижения Креста Господня, Воскресения Христова и Вознесения Господня, а внизу клейма Сошествия Святого Духа и Успения Пресвятой Богородицы. На всех изображениях есть надписи.
Еще два артефакта, которые свидетельствуют о жизни в районе Сретенки 200–300 лет назад, – латунная весовая гирька и помадная баночка.
Латунная весовая гирька родом из Германии. Скорее всего, она использовалась в аптеке для точного взвешивания лекарств. На предмете хорошо видно клеймо производителя (щит с тремя сердцами и буквы GHS – Georg Heinrich Sichler).
Мастер Георг Зихлер до 1869 года жил в Нюрнберге. Именно с этим городом связана аптекарская система весов, принятая в России с начала XVIII века.
Помадная баночка – французского происхождения. Такие емкости служили для хранения косметических средств: пудр, мазей, помады.
Судя по маркировке, баночка была произведена в Париже во второй четверти XIX века. В надписи на ней сохранилась фамилия парфюмера – Ложье, а также адрес его парижского магазина на улице Бур-лʼАббе. В 1828 году на этой улице был открыт пассаж (сохранившийся до нашего времени), в котором, вероятно, и находился парфюмерный магазин Ложье.
По словам Алексея Емельянова, сейчас все находки тщательно изучают и описывают. Они пополнят фонды столичных музеев.
Ранее вблизи Сретенки во время раскопок археологи обнаружили следы небольшой литейной мастерской, которая находилась здесь в XVII – начале XVIII века. Специалисты нашли фрагменты резервуара для воды – большой деревянной бочки, а также ремесленные инструменты. Это два керамических тигля – специальных горшка, которые использовали для первичной выплавки металла из руды, а также часть каменной литейной формы.
За последние восемь лет на территории Москвы найдено почти 35 тысяч артефактов.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста