Кумир и его время. Как голос Сергея Лемешева свел с ума всю Москву

14 июля 2022
Культура

В Центре Гиляровского — одном из филиалов Музея Москвы — открылась выставка «Сергей Лемешев. Кумир и его время», посвященная, пожалуй, самому известному советскому оперному певцу. Сергею Лемешеву досталась беспрецедентная любовь поклонниц, безграничная и неумолимая. Подарки, грозящие заполнить квартиру артиста, утопающий в цветах подъезд его дома, подзорные трубы, готовые заглянуть прямо в комнаты, лишь часть того, с чем столкнулся Сергей Яковлевич на пике своей славы. О секрете популярности певца рассказал Владимир Емельянов, один из кураторов выставки, старший научный сотрудник Музея Москвы.

Владимир Емельянов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Фан-клуб в советской Москве

В 1940 году в жизни оперного певца, солиста Большого театра Сергея Лемешева произошло важное событие. На киноэкраны вышла комедия «Музыкальная история», которая буквально свела с ума поклонниц артиста и значительно увеличила их ряды. Лемешев сыграл в ней главную роль — простого шофера Петю Говоркова, который обнаружил в себе талант и в итоге смог стать настоящим оперным певцом. Высокий, статный, красивый Лемешев проникновенным, глубоким голосом исполнил в фильме простые и душевные народные песни, а также арии из известных опер.

Только за первый год проката картину посмотрели почти 18 миллионов человек. Лемешев стал не просто знаменитым артистом, а очень знаменитым. Поклонницы, прозванные в народе лемешистками, посвящали ему стихи, караулили возле дома на Тверской улице, на выходе из Большого театра, тратили все деньги на спектакли с его участием и были готовы были готовы пожертвовать многим, чтобы его увидеть.

Лемешистки выискивали в газетах и журналах хотя бы малейшее упоминание кумира, вырезали заметки и клеили в альбом, коллекционировали билеты на спектакли с его участием — их помещали в отдельную тетрадь. Лемешева постоянно задаривали подарками. Альбомам с рисунками, признаниями в любви и посвященными ему стихами не было конца. Фанатки дарили даже специально изготовленные шкатулки и вазы с его изображением.

«Один раз они всю лестницу, от первого до шестого этажа, уставили корзинами с цветами! — рассказывала его дочь Мария Лемешева. — Обнаружила я это только потому, что лифт был занят, и я побежала домой по лестнице. А так никто и не узнал бы про цветы. Помню, я тогда подумала, что есть и положительные стороны у славы…»

Любовь, не знающая границ

В последней фразе Марии Лемешевой как будто скрывается парадокс: разве может быть что-то плохое в таком обожании? Однако семье артиста приходилось в первую очередь сталкиваться с неприятными последствиями бешеной популярности. Лемешев не раз оставался без предметов гардероба — поклонницы похищали их, резали на мелкие кусочки и делили получившиеся сувениры между собой. Известен случай, когда прямо по улице за Лемешевым шествовала толпа с патефоном наперевес — оттуда доносилась ария герцога из «Риголетто» в исполнении Сергея Яковлевича. Собственное «Сердце красавиц склонно к измене», несущееся за спиной, вероятно, заставляло артиста ускорять шаг.

Состоятельные лемешистки заходили куда дальше. Они снимали квартиры и комнаты на улице Горького, в домах напротив жилища кумира. Вооружившись подзорными трубами, неистовые дамы усаживались у окон и наблюдали за происходящим у Лемешева дома.

Отчасти с фанатками связан и развод артиста со второй женой, Алисой Корневой-Багрин-Каменской — она ушла от него, не выдержав постоянного напора поклонниц. Повышенное женское внимание к мужу оказалось суровым испытанием для любящих жен. В свою очередь, многие лемешистки тоже безумно ревновали любимца к его избранницам (всего Лемешев женился пять раз). Четвертую супругу, оперную певицу Ирину Масленникову, чуть не убили прямо на сцене, сбросив на нее с верхнего яруса два мешка медяков.

На докучающих людей Лемешев, будучи иногда в скверном настроении, мог немного прикрикнуть или замахнуться перчаткой — один из таких моментов зафиксирован на фотографии 1958 года. Артист и его пятая жена, оперная певица Вера Кудрявцева, только что сошли с поезда. Восторженная толпа ждала уставших артистов уже на перроне. Осудить Лемешева за порой несдержанные эмоции трудно: иногда ему хотелось забыть о своей славе, побыть обычным, ничем не примечательным человеком.

Тем не менее он отвечал на все письма поклонниц. Эту идею ему подала Алиса Корнева-Багрин-Каменская: из вежливости, говорила она, нужно написать хотя бы строчку. Вера Кудрявцева также не была против общения мужа с поклонницами. Она тоже встречалась с фанатками мужа, общалась с ними, передавала их подарки, организовывала какие-то мероприятия. А еще завела специальный альбом, в котором другие известные артисты, которые тоже почитали талант Лемешева, оставляли ему свои добрые пожелания.

Одна из поклонниц, Елена Невежина, была из тех немногих, кого принимали у артиста дома. А еще он всегда оставлял для нее билеты на свои спектакли. Поклоннице удалось по-настоящему подружиться с кумиром. В 1934 году она начала работу над сборником стихов, посвященных ему. На выставке можно увидеть печатный экземпляр сборника, подаренный поэтессой Сергею Яковлевичу в 1975-м. Лемешев воспринимал стихи Невежиной с глубокой и искренней благодарностью.

Выходец из народа

В чем же был секрет такой сумасшедшей популярности? Сергей Лемешев воплотил советскую мечту: прошел путь от выходца из бедной крестьянской семьи до знаменитости всесоюзного масштаба. Достиг всего собственными талантами и упорством. В «Музыкальной истории» — первом и единственном фильме с его участием — он будто рассказывает про себя, простого парня, сумевшего сделать карьеру оперного певца.

Сергей Лемешев родился в 1902 году в деревне Старое Князево под Тверью. Его мать Акулина Сергеевна имела прекрасный голос и пела в церковном хоре, а также дома для своей семьи. Она и не догадывалась, что однажды ее сын станет одним из лучших певцов в стране.

Недалеко от дома Лемешевых располагался хутор, принадлежавший помещикам Николаю и Евгении Квашниных. После революции они организовали у себя артель для обучения деревенской молодежи столярному мастерству, а также любительский театральный кружок. Оказавшись там, Лемешев понял, чем хочет заниматься всю жизнь. Квашнины показывали молодежи фотографии знаменитых оперных певцов, знакомили с их творчеством. В их числе был солист Большого театра Леонид Собинов — так Лемешев обрел кумира, которому какое-то время даже подражал.

Сам Лемешев поступил в Большой театр, к которому стремился долгие годы, в 1931-м, после выпуска из Московской консерватории и пять лет работы в оперных театрах Свердловска, Харбина, Тбилиси. «С юности Большой театр олицетворял для меня все самое святое в искусстве, был заветной целью многих лет жизни. И вот теперь эта мечта осуществилась…» — писал он. Артист сразу получил партии царя Берендея в «Снегурочке», графа Альмавивы в «Севильском цирюльнике», герцога в «Риголетто», Ленского в «Евгении Онегине». Кстати, потом, когда на него обрушилась огромная популярность, лемешистки взяли в привычку покидать зал после того, как по сюжету убивали его героя Ленского. Любопытное совпадение: в «Музыкальной истории» герой Лемешева также должен был петь партию Ленского в постановке «Евгений Онегин». Кроме того, есть история, связанная и с его партией в «Снегурочке»: Берендеем звали коня, выигравшего на Московском ипподроме заезд имени Лемешева в 1940 году. После этого артист с удовольствием позировал для фотографии вместе со скакуном.

Домашняя атмосфера

На выставке постарались частично воссоздать обстановку домашнего кабинета певца: здесь есть его стулья (в том числе любимое крутящееся кресло), секретер, блокнот, автоматический карандаш, очки, стакан в подстаканнике. На одной из фотографий, висящих на стене, в кадр попал стакан, наполненный чем-то белым — по всей видимости, это простокваша. Сергей Яковлевич прогревал горло перед выступлениями, поочередно глотая простоквашу и кофе.

К нему домой часто приходили в гости известные певцы, поэты, композиторы, которые представляли тут свои сочинения. На выставке есть подлинные ноты песни «Жди меня» композитора Матвея Блантера (слова Константина Симонова) с дарственной надписью, сделанной рукой Лемешева.

Артист был большим модником. Часть выставки посвящена его гардеробу: здесь представлены галстуки, трости, обувь, сценические рубашки. Особого внимания заслуживает белоснежная, кружева на которую, вероятно, нашивала одна из жен, и в которой он выступал на последних концертах.

Завершение карьеры

Сергей Лемешев и сам ставил спектакли. В 1957 году он выступил режиссером-постановщиком оперы «Вертер» Жюля Массне, а также исполнил заглавную партию. На память о премьере поклонники подарили ему сувенир в виде лаврового венка, изготовленный из стекла и металла. Лавровую ветвь Сергей Яковлевич получил от них в 1972-м, в свой 70-летний юбилей.

Певческая карьера Лемешева в Большом театре к тому моменту была уже завершена. В последний раз он вышел на сцену в образе Ленского 13 ноября 1965 года. Мария Лемешева вспоминала, что ему пришлось уйти из-за внутритеатральных интриг и он очень переживал по этому поводу. После увольнения артист перенес первый инфаркт, потом — еще три.

Тем не менее он не стал посвящать в свои проблемы ни одного из своих влиятельных друзей, в числе которых были высшие партийные советские руководители. После ухода из театра Сергей Яковлевич продолжал преподавать в Московской консерватории, в которой трудился с 1951 года, и выступать с редкими концертами.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Подвиг армии» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies