Красота многоголосия. Как Анастасия Беляева создала один из самых известных детских хоров Москвы «Аврора»

8 марта
Культура

Она — создатель и дирижер одного из самых известных детских хоров Москвы «Аврора». Лауреат премии «Лучший преподаватель в области музыкального искусства 2023 года». Руководитель направления «Хоровое искусство» в центре профессионального мастерства Департамента культуры столицы. Организатор конференций и семинаров для хормейстеров. Все это — об Анастасии Беляевой, заведующей хоровым отделением детской школы искусств имени В.В. Крайнева. В преддверии Международного женского дня корреспондент mos.ru поговорил с ней о том, как хоровое искусство помогает развиваться, что у него общего со спортом, сложно ли управлять коллективом из 80 детей и предоставить свободу самовыражения каждому из них.

Путь в хоровое искусство длиной в 20 лет

На вопрос «Кем ты станешь, когда вырастешь?» Анастасия Беляева знала ответ с раннего детства. Уже тогда ей казалось, что нет ничего прекраснее звучания детского хора.

«Каждый человек несет собственную энергию и эмоции. А когда много людей объединяются, сила и красота увеличиваются многократно. По силе воздействия хоровое искусство мало с чем сравнимо», — убеждена она.

Анастасия Беляева. Фото Е. Самарина. Mos.ru

Музыкальное образование занимает много времени. У Анастасии Беляевой на него ушло ровно 20 лет. В родной Казани она окончила музыкальную школу и училище. Четыре года проучилась в Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова, после перевелась в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского. Здесь же окончила аспирантуру и защитила диссертацию.

«Большинство выпускников дирижерско-хорового отделения мечтают работать со взрослым хором, а не с детским. У меня же с самого начала было желание создать именно детский хоровой коллектив. Мне повезло, сразу после окончания консерватории я пришла работать в детскую школу искусств имени В.В. Крайнева, где уже существовало хоровое отделение, была прочная база для развития» — призналась дирижер.

«Аврора» — один из лучших детских хоров столицы

В школе искусств имени В.В. Крайнева Анастасия Беляева работает с 2009 года. В том же году педагог создала на базе отделения детский хор «Аврора». Спустя 10 лет он выступил на легендарной концертной площадке — в Большом зале Московской консерватории.

Детский хор «Аврора» сегодня один из самых известных в столице. Чтобы попасть в него, нужно пройти конкурс — восемь человек на одно место. Две выпускницы Анастасии Беляевой учатся в Музыкальном училище имени Гнесиных. Но воспитывать профессиональных музыкантов — не главная ее задача. Большинство детей поют в хоре ради общего развития.

«Хочется, чтобы как можно больше детей и взрослых приобщались к хоровому искусству. История нашей страны тесно с ним связана. Пение сопровождало людей на всех этапах жизни — с самого детства, когда мама пела колыбельные, а затем в повседневной жизни, в церкви, на праздниках и свадьбах, даже когда работали, люди пели. И всегда пели на несколько голосов! Поэтому тяга к хоровому пению заложена в нас на генетическом уровне. Кроме того, музыка духовно развивает человека. А в хоре дети познают ее через самый трепетный, тонко настраиваемый инструмент — голос», — подчеркнула Анастасия Беляева.

В выпускниках она видит, как искусство, заложенное ею, помогает им во взрослой жизни. Ребята умеют управлять речью, выражать эмоции, они уверены в себе. Несмотря на то что преподаватель не гонится за регалиями, у нее их достаточно. В 2022 году «Аврора» удостоилась звания лауреата первой степени грантов Мэра Москвы в сфере культуры и искусства в номинации «Хоровое пение». В 2023-м Анастасия Беляева получила премию Министерства культуры «Лучший преподаватель в области музыкального искусства».

«Для меня звания значимы, но не как личные награды, а как признание хорового искусства на городском и государственном уровнях. Такая поддержка дает понять детям, что наше творчество важно», — отметила она.

Сергей Собянин: 15 педагогов Москвы удостоены премии Минкультуры РоссииЖить искусством: лауреаты конкурса грантов Мэра Москвы — о творчестве и упорном труде

Кропотливая работа, новаторство и другие «кирпичики» успеха

В ответ на вопрос о том, в чем секрет успеха, Анастасия Беляева улыбается. Она утверждает, что секрета нет: за результатом стоит кропотливая работа.

«Мы все вместе — дети, их родители, педагоги — вкладываем много сил, чтобы добиться лучшего звучания. Хоровое искусство напоминает спорт. Не бывает чемпиона мира, который не посвящает спорту большую часть своей жизни. В музыке абсолютно так же — высокий результат требует времени, желания, сил, терпения и умения справляться с нервами. За каждым сольным концертом в два отделения стоит большая работа детей, родителей и прежде всего руководителя коллектива. Но это того стоит! Когда ты выходишь на сцену, видишь устремленные глаза слушателей и отдаешь свое сердце музыке — это незабываемые эмоции», — поделилась дирижер.

«Аврора» состоит из двух хоров: младшего и старшего. На вступительном экзамене дети должны спеть и выполнить упражнение на слух. Педагог предлагает начать обучение тем, у кого наиболее развита память, чувство ритма. В младшем хоре учатся дети от шести до 10 лет, в старшем — от 10 до 16–17 лет. Коллективы немаленькие, по 70–80 ребят. Все распределены по партиям: высокие, средние и низкие голоса, сопрано, альты.

«Начинаем с разминки и дыхательных упражнений, потом переходим к распевке и собственно пению. Чтобы погрузиться в произведение, мы обязательно говорим о музыке, рассуждаем о смысле стихотворений, которые легли в ее основу, изучаем историю и культуру разных стран. Иначе как ребенку понять и полюбить, например, музыку Баха, который творил в XVIII веке в Германии? Также я слушаю детей по отдельности, чтобы они могли свободнее и увереннее раскрывать голос в хоре», — подчеркнула дирижер.

Юные хористы исполняют произведения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки, Феликса Мендельсона, Франца Шуберта и многих других композиторов, в том числе современных, русские народные песни. Их наставница еще и новатор. Она сделала коллектив флагманом современного хорового искусства. «Аврора» сотрудничает с композиторами, артистами, режиссерами, хореографами, ищет новые форматы и организует большие проекты. Например, в феврале в концертном зале «Зарядье» состоялась премьера музыкального спектакля «Сны в детство» с участием детского хора и народного артиста России Сергея Маковецкого, автором идеи, музыкальным руководителем и дирижером которого стала Анастасия Беляева.

Дисциплина и самовыражение

Анастасия Беляева взмахивает руками — детские голоса заполняют все пространство, дает знак закончить — и они замолкают в одну секунду. Хор мгновенно реагирует на каждое ее малейшее движение. Чтобы достигнуть такого единогласия, требуется терпение и понимание психологии детей.

«Как я уже говорила, пение многих умножает силу воздействия на слушателя. Но есть и обратная сторона. Результат, который получает сольный исполнитель (пианист, скрипач, вокалист), напрямую зависит от него самого, а в коллективе мы зависим от каждого. Занимался ли певец дома, пришел ли на занятие, в хорошем ли он настроении — все это влияет на общее звучание. Если из 70 человек двое-трое “выключены”, это слышно», — уточнила хормейстер.

В «Авроре» действует правило: оставить все дела и проблемы за пределами зала, здесь существует только музыка, и она требует максимального погружения от каждого певца. Хор начинается с дисциплины. Следует вовремя приходить на репетиции, не пропускать, самосовершенствоваться. Так у детей развивается ответственность перед собой и окружающими. А вот раскрыть талант ребенка нетрудно, добавила педагог.

«Сложно тем, кто делит детей на талантливых и неталантливых. Мне кажется, каждый ребенок уникален. И я всегда говорю детям, что в них есть все, чтобы быть гармоничными, свободными и яркими», — полагает она.

У хормейстера нет цели, только путь

Анастасия Беляева организует научно-практические конференции, семинары и мастер-классы для хормейстеров, фестивали и концерты детских коллективов. Разрабатывает образовательные программы по хоровому направлению, проводит мастер-классы для юных артистов по всей стране, преподает в летних хоровых школах, входит в состав жюри региональных, всероссийских и международных хоровых фестивалей и конкурсов. И она не собирается останавливаться.

«В будущем хотелось бы дирижировать не только детским хором, но и оркестром, и такой опыт у меня уже есть. Надеюсь защитить докторскую диссертацию на тему работы с детским хором, когда-нибудь стать профессором Московской консерватории. Саморазвитием можно заниматься бесконечно. А самые мои главные учителя — дети, они не перестают удивлять своей развитостью, осознанностью, глубиной мысли. С их помощью я прежде всего чувствую время и понимаю, в каком направлении нужно двигаться. Благодаря им учусь принимать и прощать, в том числе и себя. Работа с детьми требует больших затрат энергии, но она возвращается, если любишь и веришь в свое дело. Потому что самая большая цель — сделать этот мир лучше, ведь дети — это наше будущее», — заключила дирижер «Авроры».

Искусство танцевать: ученики московских школ искусств — о любви к хореографии и секретах победОт первого взмаха кистью — к выставкам: как московские художественные школы развивают таланты детейМузыка, за которой стоят традиции: педагоги и ученики школ искусств Москвы — о фольклорном направлении

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Татьяны» в культурном центре «Марьина Роща»

29 сентября
19:00 – 21:00

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies