ВДНХ — уже 82! Несмотря на солидный возраст, на выставке по-прежнему кипит жизнь, открываются новые павильоны и реставрируются памятники архитектуры. Кстати, на площади более 325 гектаров расположились 49 объектов культурного наследия. За долгие годы о ВДНХ рассказали все, что возможно, но для mos.ru мы постарались найти некоторые факты, которые могут удивить.
В конце 1930-х годов к художественному оформлению Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (так называлась ВДНХ до 1959 года) привлекли более двух тысяч работников искусств — скульпторов, живописцев и графиков. Это были самые разные люди — от малоизвестных национальных художников до ключевых фигур в искусстве того времени. Для павильонов выставки было создано более 7800 квадратных метров художественных панно и картин, а также 400 скульптурных работ.
В разное время на выставке работали классики советского искусства. Знаменитый полотнами в стиле соцреализма Александр Дейнека делал эскизы монументальных панно для 25-го павильона. Выдающийся график Владимир Фаворский оформлял павильон № 27 «Физкультура и спорт». Один из авторов волгоградской скульптуры «Родина-мать зовет!», скульптор-монументалист Евгений Вучетич, создал горельеф для павильона № 1 «Центральный». А первый президент Академии художеств СССР Александр Герасимов участвовал в написании нескольких монументальных произведений для ВСВХ, среди которых «Выступление Сталина на II съезде колхозников-ударников» и «Портрет Мичурина в саду».
У северного входа ВДНХ возвышается один из самых знаменитых советских монументов — «Рабочий и колхозница». Однако легендарную статую публика впервые увидела не в Москве — ее изготовили для советского павильона Всемирной выставки 1937 года в Париже. Когда выставка закончилась, скульптуру установили рядом с ВСХВ. С 1948 года она стала официальным символом киностудии «Мосфильм».
«Рабочего и колхозницу» создала скульптор-монументалист Вера Мухина. Изначально ее герои были обнажены (в подражание античным «Тираноборцам»), но госкомиссия потребовала их «одеть». Связующим звеном композиции стал декоративный шарф, который тоже одобрять не хотели: настоящие колхозницы редко использовали этот аксессуар. Вера Мухина настояла на своем, объяснив, что он необходим для равновесия конструкции.
Аллеи выставки можно увидеть во многих художественных фильмах. В картине 1939 года «Подкидыш» запечатлели ее в первый год работы. Одной из задач режиссера было показать обновленную Москву, и ВСХВ подошла для этого идеально. В кадре появляются «Рабочий и колхозница», арка северного входа и другие архитектурные символы.
Но знаковым фильмом о выставке стала кинокартина «Свинарка и пастух». Главная героиня свинарка Глаша приезжает на открытие сельскохозяйственной выставки и встречает свою любовь — дагестанского пастуха Мусаиба.
Кинорежиссер Иван Пырьев начал работать над фильмом еще в мирное время, но с началом войны съемки остановили. Исполнитель главной роли Владимир Зельдин даже получил повестку на фронт, но вскоре по приказу Иосифа Сталина съемки возобновили. Над этой жизнерадостной комедией актеры работали в самых сложных условиях. Например, нередко во время съемок начинались воздушные налеты, и группе приходилось прятаться в бомбоубежище.
Легендарный фонтан «Дружба народов» построили в середине ХХ века, но его композиция характерна скорее для XVIII столетия. Он представляет собой овальную чашу с золотым снопом пшеницы в центре, окруженным скульптурами. Так в прошлом веке уже не строили. В 1950-е годы фонтаны вообще практически не возводили — мир был занят восстановлением после войны. А в Москве в это время появляется искрящийся сусальным золотом новый символ ВДНХ.
Формы его струй чередовались, меняя общий рисунок. При этом они были настолько мощными, что посетителей при порывах ветра всегда окатывало водой. Инженерам пришлось специально уменьшать их мощность. А еще у «Дружбы народов» уже тогда была ночная подсветка, цвета которой можно было менять.
По обеим сторонам Центральной аллеи уже полвека растут каштаны. Первое дерево здесь посадил космонавт Павел Беляев в память о погибших Юрии Гагарине и Владимире Комарове. С тех пор и до 1989 года космонавты, вернувшиеся на Землю, высаживали здесь по каштану. Сегодня на аллее растет 76 деревьев, каштановая роща признана объектом культурного наследия федерального значения.
Один из главных ориентиров ВДНХ — ракета-носитель «Восток» рядом с павильоном «Космос». Это копия той самой ракеты, на которой Юрий Гагарин совершил легендарный полет. Впервые макет его корабля выставили под куполом павильона в 1965 году. На той экспозиции побывал сам космонавт. А в 1967 году, к десятой годовщине запуска первого искусственного спутника Земли, полномасштабную копию ракеты установили перед павильоном над круглым бассейном.
Ракету для выставки собрали в Самарском ракетно-космическом центре. Она повторяет все основные параметры оригинала: весит 4,7 тонны и возвышается на 38,4 метра.
Интересен и павильон «Космос», расположенный за ракетой «Восток». Огромный ангар построили на выставке в 1939 году, и тогда он назывался «Механизация». А узнаваемый сегодня вид павильон получил в 1954-м, когда над ним возвели купол. Он опирался на четыре мощные арки. Это уникальная инженерная конструкция 60-метровой высоты: внутренний диаметр купольного зала — 40 метров, что в точности соответствует размеру купола собора Святого Петра в Ватикане.
Почти сразу за павильоном «Космос» разбит сад, названный в честь биолога и селекционера Ивана Мичурина. Памятник ему стоит в центре ландшафтного комплекса, а вокруг растут лучшие сорта яблонь, груш, слив, вишен и винограда, выведенные самим Мичуриным. Их начали высаживать еще в 1939 году, а к 1954 году сад уже представлял собой коллекцию плодовых и ягодных деревьев.
Растения тоже были экспонатами выставки — на ВДНХ собрали всевозможные культуры, которые не характерны для московского климата. Многие из них дожили до наших дней, хотя в 1990-е и 2000-е годы за ними никто не ухаживал. Недавно сад восстановили и вдобавок к существующим посадили еще 1700 деревьев и кустарников: 800 из них — яблони 14 сортов.