В воксале Большой каменной оранжереи усадьбы Кусково открылась выставка «Контрапункт. Художественное стекло Мироны Грабарь и Виктора Шевченко», рассказывающая о классиках отечественного стеклоделия второй половины ХХ века, заслуженных художниках РСФСР, связанных пятью десятилетиями супружеской жизни и почти 40 годами работы на одних производствах. Оба художника нашли свои методы в освоении стекла, а творческий почерк каждого может служить ярким примером одного из двух ключевых направлений в стеклоделии позднего советского периода.
Мирона Грабарь — яркий представитель функционального направления в отечественном стеклоделии. Другими словами, художница создавала практичные изделия для ежедневного использования, при этом их внешние составляющие — форма, соотношение пропорций, внимание к деталям — играли для нее не менее важную роль. Предметы, выпускавшиеся по эскизам автора, становились произведениями искусства и в целом отражали эстетические предпочтения, меняли и формировали облик предметной среды того времени.
В 1960-м Мирона Грабарь окончила Ужгородское училище прикладного искусства, а уже в следующем году вместе с мужем Виктором Шевченко приехала на Дятьковский хрустальный завод. Попасть на такое крупное предприятие для начинающего специалиста было большой удачей. Эти производства давали художникам возможность экспериментировать с самыми разными способами работы со стеклом, пробовать силы в разных направлениях. И Мирона Грабарь воспользовалась таким шансом.
Художница обратилась к созданию утилитарных вещей разного назначения в соответствии с популярными стилистическими тенденциями. За 14 лет работы на Дятьковском заводе она разработала и подготовила к выпуску множество отдельных предметов, наборов и комплектов для сервировки стола, интерьерных изделий из простого цветного и бесцветного стекла. Часть из них была рассчитана на выпуск машинным методом прессования, другие — на создание так называемым гутным способом (когда мастер вручную изготавливает вещь из раскаленного стекла непосредственно у печи).
Особое место в творчестве художницы занимают работы, выполненные из хрусталя. Используя технику алмазного гранения и отказавшись от привычных мелких геометрических орнаментов, которые в 1960–1970-х годах считались сильно устаревшими, Грабарь прибегала к нестандартным решениям. Она, например, могла использовать традиционные элементы грани, делая их гипертрофированно большими, и в результате изделия получали монументальное звучание. Вазы могли напоминать о современной архитектуре: лаконичной, часто брутальной, но мощной и красивой.
К числу интересных примеров, которые можно увидеть на выставке, относится комплект «Тишина». Он декорирован с помощью продольного гранения, визуально схожего с каннелюрами колонн. Также художница играла с оптическими свойствами хрусталя, добиваясь неожиданных объемно-пространственных эффектов в толще самого стекла. Образцом такой игры может служить комплект «Сияние» из двух круглых чаш, украшенных глубокой продольной гранью, которая будто лучами расходится от центра к краям и создает потрясающий эффект пространства, полного бликов и сияния. Один из самых любопытных комплектов — «Февраль». Графичные силуэты, сочетание гладкой и матовой поверхности рождает ассоциации с последним месяцем зимы — угадать название можно, даже не глядя на этикетку.
«Лаконичный по форме, продуманный до мелочей и потому пригодный для серийного производства, комплект создавался как бытовой ансамбль для сервировки стола. Однако, как и многие другие образцы, спроектированные Мироной Грабарь, он вошел в число эталонных, успешно соединяющих удобство и красоту», — подчеркивает Ольга Ивлиева.
А комплект «Кантата» из двух ваз куратор называет в числе своих самых любимых на выставке. Формы ваз просты — это лаконичные прямоугольные объемы, декор отсылает к традиционной пирамидальной грани. Однако, по словам Ольги Ивлиевой, нарочито увеличенные элементы гранения, глубоко вторгающиеся в толщу стекла, пропорции этих ваз заставляют совершенно по-новому взглянуть на, казалось бы, привычный предмет — отметить оригинальность и свежесть идеи, но в то же время выявить развитие.
Меняя и развивая привычные способы работы со стеклом, художница создала совершенно новые по характеру, созвучные времени образцы, повлияла на сложение нового стиля в серийной и массовой продукции из хрусталя. Мирона Грабарь участвовала во многих отечественных и зарубежных выставках. Высокое художественное качество, тщательность исполнения, внимание к деталям отличают и выделяют ее работы на всех этапах творческого пути.
Художественное стекло Виктора Шевченко на выставке представляет несколько направлений, позволяющих оценить широту его творческого диапазона. Как и Грабарь, будучи заводским художником, он подготовил десятки моделей утилитарных предметов из простого стекла и хрусталя. Но с первых лет работы приоритетом для него было создание уникальных выставочных и интерьерных произведений, в которых наиболее полно раскрылся интерес к технологическому процессу и нестандартным художественным решениям.
К числу предложенных им новшеств относится изобретение специального состава для декорирования — шамотной пасты, которая не только давала возможность украшать предметы выполненными вручную авторскими рисунками, но и создавала интересный контраст рельефного изображения и гладкого стекла. На выставке представлено несколько таких работ: блюдце с изображением красного коня и декоративная бутыль с геометрическим орнаментом.
В 1960-х годах на Дятьковском заводе Шевченко исследовал свойства и декоративные возможности сульфидного стекла — нового удивительного материала, меняющего цвет при термической обработке. Визуальные его свойства замечательные: если, например, посмотреть на вазу «Суздаль» или блюдо «Юбилей», можно заметить, что под верхним слоем глухого синего стекла будто полыхает оранжевое пламя. Но это не материалы разных цветов, а результат научных исследований советских специалистов в середине ХХ века, изучавших химические свойства этого материала. Такой тип стекла получил название «русское чудо», потому что его массовый выпуск был налажен только в нашей стране. Специалисты не раз отмечали его на международных выставках, а имя Виктора Шевченко — художника, работающего с сульфидным стеклом, — также стало широко известно.
Виктор Шевченко существенно разнообразил цветовую палитру материала, но главное — выявил оригинальные визуальные эффекты, которых ему удалось достичь в ходе творческих и технологических экспериментов. К числу фирменных способов художника относится создание объемных лепных декоров со схематичными изображениями, которые он выполнял штампом. На выставке можно рассмотреть предметы ансамбля «Весенние цветы», декоративные вазы и штофы, а также интерьерные панно, ставшие популярными в 1970-х. Вдохновившись древнерусской архитектурой Владимирской области, аналогичным образом Шевченко создал монументальные произведения «Воспоминания» и «Жизнь на Земле», отсылающие к каменным орнаментам старых мастеров. Их фрагменты тоже представлены на выставке.
Работа с пластическими свойствами стекла и интерьерными решениями, желание совершенствоваться и расширять границы декоративного искусства привели Виктора Шевченко к созданию объемно-пространственных произведений и композиций, а позже, в 1990–2000-х, — философских объектов. Полностью антиутилитарное, декоративное направление стало развиваться с конца 1960 — начала 1970-х годов. Это было связано с мощной технологической базой предприятий, а также с хорошей подготовкой авторов, которые не только разрабатывали образцы изделий, но и хорошо знали технологию производства, владели разными приемами и хотели пробовать себя в чем-то новом. Виктор Шевченко — именно такой художник-универсал.
«Его интересовало прежде всего решение художественных задач, обнаружение новых принципов работы со стеклом, возможностей материала, выражение собственных идей и их воплощение в материальной форме. Шевченко был очень разным: и художником производства, и художником пространств, и скульптором», — рассказывает Ольга Ивлиева.
Выставка отражает творческую эволюцию художника и дает возможность познакомиться с произведениями разных десятилетий, в том числе увидеть одну из самых известных композиций «Метаморфозы». Ее создание стало важным этапом в развитии декоративного направления в стекле 1970-х годов. Именно такие произведения помогали переосмыслить роль стекла в искусстве, утверждали самоценность работ из него, разрушали представление о стекле как о материале, пригодном исключительно для использования в быту.
«Виктор Шевченко — художник с большой буквы, который творил и преображал среду в разных направлениях. Он имел удивительный творческий диапазон», — говорит куратор выставки.
В 1990 — начале 2000-х годов Шевченко продолжил творческие поиски в русле современных художественных тенденций. К этому времени относятся произведения, в которых автор обращается к созданию пространственных и концептуальных объектов и скульптурных форм. В их числе композиция «Врата», триптих «Памяти К. Малевича», объект «Торс», где с виртуозной легкостью объединены идейный замысел, стремление к свободному эксперименту и импровизация. Все их можно рассмотреть на выставке.