Катковский лицей, земская больница и художественно-реставрационная мастерская: Москва глазами Игоря Грабаря

25 марта 2021
Культура

Заслуги Игоря Грабаря в сохранении культурного наследия столицы трудно переоценить. Знаменитый художник, реставратор, просветитель, искусствовед и исследователь Москвы, он также успел проявить себя как талантливый архитектор.

После революции Игорь Эммануилович спас от сноса многие исторические здания. А еще именно он инициировал создание комиссии по реставрации памятников иконописи и живописи и вел работу по сохранению древних икон и фресок. С начала 1940-х под научным руководством академика Грабаря проводились масштабные работы по восстановлению памятников, пострадавших во время Великой Отечественной войны.

25 марта исполняется 150 лет со дня рождения Игоря Грабаря. В честь памятной даты mos.ru предлагает вспомнить несколько фактов из биографии мастера и совершить виртуальную экскурсию по местам Москвы, связанным с его жизнью и творчеством.

Б. Кустодиев. Портрет И. Э. Грабаря. 1916 год

Катковский лицей

Будущий художник родился в Австро-Венгрии в 1871 году в семье юриста и депутата венгерского парламента Эммануила Ивановича и его супруги Ольги Адольфовны, которая занималась общественной деятельностью. Через несколько лет семья перебралась в Российскую империю.

В 11 лет Игорь Грабарь поступил в Московский Императорский лицей в память Цесаревича Николая, расположенный на Остоженке (дом 53/2, строение 1). Это учреждение в народе прозвали Катковским лицеем — одним из его основателей был публицист и реформатор образования Михаил Катков.

Это было принципиально новое для того времени заведение, где молодые люди из состоятельных семей получали классическое образование. В лицее были филологическое, физико-математическое и юридическое отделения. Новаторство заключалось в индивидуальном подходе преподавателей к каждому из воспитанников. На торжественной церемонии освящения нового здания лицея присутствовал император Александр II.

В 1889 году, окончив лицей с отличием, Игорь Грабарь уехал из Москвы, чтобы продолжить обучение в Санкт-Петербургском Императорском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах, а затем поступить в Императорскую академию художеств. Окончательно вернулся в Москву он только в 1903 году.

Здание Катковского лицея по сей день служит образовательным целям. В настоящее время в доме на Остоженке располагается Дипломатическая академия Министерства иностранных дел России.

Больница имени Г.А. Захарьина

Общественную деятельность Игорь Грабарь успешно сочетал с занятиями живописью — сегодня музейные собрания страны хранят многочисленные натюрморты, пейзажи и портреты кисти художника. А сделанные им фотографии старых московских домов специалисты называют бесценными.

Отдельного внимания заслуживает талант мастера, проявившийся в архитектуре. По проекту Игоря Грабаря в селе Куркино (сейчас Москва, Куркинское шоссе, дом 29) была построена больница для лечения легочных заболеваний, названная именем выдающегося врача Григория Захарьина — основателя московской школы клинической терапии. Решение о строительстве больницы приняла вдова профессора Захарьина Екатерина после смерти их сына Сергея от туберкулеза.

Строительство началось весной 1910 года. В своем проекте Грабарь воплотил палладианские мотивы. Основными идеями стали симметрия, перспектива и следование принципам античной архитектуры, определившие облик здания — парадный и монументальный. Больница была рассчитана на 50 пациентов, имела хирургическое и терапевтическое отделения, амбулаторию, а также корпуса для врачей и персонала. В ходе строительства применялись новые решения, которые позволили обеспечить операционную системой обогрева в зимнее время, а созданная система освещения намного превышала привычные для тех времен нормативы.

Полностью завершить отделочные работы помешала Первая мировая война. Тогда в больнице развернули госпиталь, а в 1920 году на его базе был создан хирургический костнотуберкулезный санаторий. Внутреннее оформление главного корпуса велось уже в 1930-е.

Свое единственное архитектурное детище Игорь Эммануилович неоднократно навещал. За прошедшие годы больница не изменила своего предназначения. Как и сто лет назад, сегодня здесь оказывают медицинскую помощь больным туберкулезом.

Художественно-реставрационная мастерская

После Октябрьской революции Игорь Грабарь инициировал создание в Москве комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (с 1924 года преобразованной в Центральные реставрационные мастерские). На протяжении нескольких лет под его началом специалисты вели масштабную работу по реставрации росписей и икон, сохранившихся в старинных церквях и монастырях древних русских городов. Основной задачей было не только восстановление памятников искусства, но и изменение подхода к этому процессу: если раньше реставрацию считали ремонтом, то Грабарь стремился сделать ее наукой и привлекал к работам специалистов в области химии, физики и микробиологии.

В 1934 году мастерские расформировали. Реставрационные работы возобновились только через 10 лет, и снова это произошло по инициативе Игоря Грабаря, который первым заявил о необходимости восстановления ценных объектов, пострадавших в результате Великой Отечественной войны. Так, распоряжением Совнаркома СССР от 1 сентября 1944 года была организована Государственная центральная художественно-реставрационная мастерская. Ее художественным руководителем был назначен Игорь Грабарь.

В 1945 году специалистам для работы выделили часть территории Марфо-Мариинской обители. Одним из первых проектов реставрации стал храм Покрова Пресвятой Богородицы, выполненный в стиле модерн по проекту Алексея Щусева. Его, как и многие другие храмы, благодаря гибкости и умению Грабаря обходить бюрократические препятствия реставраторы спасли от уничтожения, запланированного в ходе реконструкции Замоскворечья.

С 1960 года мастерской было присвоено имя ее основателя. Сегодня Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря находится на улице Радио (дом 17).

Городок художников

В 1930-е годы Игорь Грабарь вместе с женой, дочерью и сыном поселились неподалеку от улицы Верхняя Масловка в одном из домов городка художников, где располагались мастерские и квартиры живописцев. Здание было возведено по проекту архитекторов Владимира Кринского и Алексея Рухлядева в стиле рационализма. С Игорем Эммануиловичем соседствовали такие известные художники, как Юрий Пименов, Сергей Герасимов, Владимир Татлин и Василий Ватагин.

По воспоминаниям дочери Грабаря, на протяжении 15 лет он неукоснительно соблюдал режим дня: утро начиналось с прогулки вокруг стадиона «Динамо», далее он два часа работал дома, а после уезжал в созданный им Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры и возвращался уже вечером.

В настоящее время фасад дома 2 на Петровско-Разумовской аллее, где жил и работал знаменитый художник, украшает мемориальная доска работы скульптора Александра Заварзина. Изображенный на ней грифон в духе древнерусской архитектурной орнаментики, а также надпись, сделанная стилизованным старославянским шрифтом, символизируют научные и художественные пристрастия Игоря Грабаря, одного из основоположников отечественной школы искусствознания и реставрации.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies