Бывший жилой дом XIX–XX веков на проспекте Мира ждет реставрация. Это образец архитектурного стиля модерн. Изначально это был главный двухэтажный усадебный дом с мезонином, принадлежавший надворной советнице Марии Антоновне Раевской.
В 1902 году, когда им владела уже жена московского купца второй гильдии Софья Циммерман, здание было перестроено в монументальный особняк в стиле модерн. В результате реконструкции, которой занимался гражданский инженер и архитектор Александр Гребенщиков, мезонин разобрали. У здания появились ризалиты (выступы), а с северной стороны возвели трехэтажную пристройку с проездной аркой. В таком виде он и сохранился до наших дней. Последним собственником здания был хозяин ткацкой фабрики Сергей Моргунов. В советское время в особняке располагалась больница. Сейчас его занимает музыкальный коллектив «Хор солистов» под руководством Михаила Турецкого.
Из-за того, что у разных частей дома разное количество этажей (два-три этажа), его форма асимметрична и нехарактерна для усадебных особняков. Композиционный центр выделен ризалитом — высоким выступом, напоминающим башню. Более низкие выступы, также напоминающие башни, расположены на углах здания с юго-восточной и северо-восточной сторон. Над окном в вензеле помещена монограмма последнего владельца особняка — фабриканта Моргунова. Проходящий над вензелем карниз плавно изогнут. Характерная для европейского модерна лепнина с растительным орнаментом украшает стены в верхней части окон.
Изначально цоколь центрального фасада был облицован камнем, а цоколь дворового и бокового фасадов — черной керамической плиткой «кабанчик», вытянутой, со скошенными краями, а по форме и размеру напоминающей кирпич. В советское время была проведена реконструкция здания. Внутри убрали часть домовых печей и разрушили некоторые перегородки, облицовку фасадов тоже изменили. И каменный цоколь, и плитку «кабанчик» заменили на черную керамическую плитку классической прямоугольной формы.
«Сохранились декоративные украшения в парадных помещениях второго этажа — большом и малом залах, а также лестница со ступенями из искусственного розового мрамора в северной части здания. Так, стены большого зала, выкрашенные в бирюзовый цвет, украшает лепнина — гирлянды из роз, перевитых лентами, а также барельефы с амурами. Уцелели живописные полотна с изображением цветов. Кроме того, в зале сохранились оригинальные деревянные двери и оконные рамы и даже витражное остекление. Стекла окон и дверей расписаны цветочными гирляндами. В малом зале, где, предположительно, принимали гостей хозяева дома, находится камин из натурального и искусственного мрамора. По бокам от камина к стенам примыкают шкафчики, куда ставили мелкую посуду и безделушки», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Как пояснил глава ведомства, в здании периодически проводились локальные ремонтные и восстановительные работы, однако комплексной реставрации не было с момента его постройки. Крыша протекает, из-за чего штукатурный и красочный слои внутри дома частично разрушены, на стенах видны следы протечек, местами появилась плесень. Металлические балки перекрытий покрылись ржавчиной, а в каменной кладке образовались трещины.
Особняк на проспекте Мира — объект культурного наследия регионального значения. Специалисты провели большую научно-исследовательскую работу — изучили архивные документы, чертежи и фотографии, оценили состояние здания и особенности его архитектуры, а затем составили проект реставрации. Он был согласован Департаментом культурного наследия, а все работы будут проводиться под контролем его специалистов.
Согласно проекту, специалисты укрепят каменную кадку и фундамент, отреставрируют исторические окна, демонтируют старую кровлю и заменят ее на новую. На крыше также воссоздадут световой фонарь над каминным залом, слуховые окна, кирпичные трубы, оставшиеся от печей, отреставрируют, а утраченные восстановят по сохранившимся образцам.
Фасады очистят от старой краски и штукатурки, трещины на стенах заделают специальными связующими составами. Затем поверхность стен выровняют, загрунтуют и покрасят в горчичный цвет, а лепной декор — в белый. Черную керамическую плитку, появившуюся на стенах в советское время, демонтируют, вместо нее цоколь на главном фасаде облицуют черным «кабанчиком».
Внутри здания приведут в порядок сохранившийся паркет и воссоздадут его утраченные элементы, отреставрируют лепной декор, витражи, камин, а также люстры, стекло с росписью в малом зале. Деревянные панели в парадном фойе восстановят по аналогу панелей в каминном зале. Кроме того, в здании полностью заменят инженерные системы.
Восстановительные работы коснутся и ограды вокруг здания. Со столбов демонтируют черную керамическую плитку, укрепят на них кирпичную кладку, а затем облицуют белым камнем. Утраченные элементы металлической ограды восстановят по существующим аналогам. Кроме того, по сохранившимся образцам воссоздадут декоративные элементы ограды — вазоны и карнизы.
Александр Гребенщиков (1873–1930) — русский и советский инженер и архитектор, мастер стиля модерн. Окончил Институт гражданских инженеров, с 1908 по 1912 год служил архитектором Московского университета. Руководил возведением психологического и неврологического институтов при университете. Проектировал системы канализации, вентиляции и отопления зданий, проектировал частные дома. Среди его работ — собственные доходные дома в Колобковском переулке (дом 10) и на Никитском бульваре (дом 15), жилой дом с квартирами для приезжих астрономов (Нововаганьковский переулок, дом 5, строение 4).
Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важнейших направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 памятников архитектуры.
В декабре прошлого года на Покровском бульваре завершилась реставрация дома Дурасова, построенного в конце XVIII века по проекту архитектора Матвея Казакова. Особняк XVIII века — типичный образец архитектуры русского классицизма. В этом году были отреставрированы фасады здания на Лесной улице, где располагается музей «Подпольная типография 1905–1906 годов», а также дом Павла Щапова, построенный в 1867-м. В марте этого года в порядок привели бывший жилой дом городской усадьбы XVIII–XIX веков в Денежном переулке, яркий пример архитектуры московского классицизма.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России