Карлсон, который живет на сцене. История старейшего спектакля Театра сатиры

8 января 2023
Культура

«Я в меру упитанный мужчина в самом расцвете лет», — эти слова звучат со сцены Театра сатиры уже почти 55 лет. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» — его визитная карточка и один из самых старых детских спектаклей не только в Москве, но и во всей стране. Сюжет истории знают все: семилетний Сванте Свантесон, которого домочадцы зовут просто Малыш, встречает Карлсона, который живет на крыше его дома, обожает приключения и сладости.

На этом добром спектакле выросло не одно поколение: сегодня в Театр сатиры приводят детей и внуков те, кто застал в роли Карлсона первого исполнителя — Спартака Мишулина. О том, как постановка появилась в репертуаре театра и как живет сегодня, — в материале mos.ru.

Первый успех

Премьера спектакля Театра сатиры «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по одноименной повести Астрид Линдгрен состоялась 17 марта 1968-го — кстати, на год раньше, чем в Швеции, на родине автора. Книгу шведской сказочницы, написанную в 1955-м, к тому моменту прочитали уже все советские дети. Первое издание повести, переведенной на русский Лилианой Лунгиной, вышло в 1957 году, годом позже по книге создали радиоспектакль. Подобранные переводчицей фразочки Карлсона — «пустяки, дело житейское» и «спокойствие, только спокойствие» — были у всех на устах. И вот они зазвучали со сцены.

Сказать точно, кому именно принадлежала идея поставить «Малыша и Карлсона», сейчас нельзя. По одной из версий, режиссер-постановщик Маргарита Микаэлян сделала это по просьбе своего сына Александра, которому на тот момент было три года.

Дети в зрительном зале были в восторге, не меньше веселились на сцене взрослые актеры. В роли Карлсона блистал будущий народный артист РСФСР Спартак Мишулин (он же еще один режиссер спектакля). Саид из «Белого солнца пустыни», пан директор из «Кабачка “13 стульев”», Тараканов из «Достояния республики» с виртуозной легкостью перевоплощался в смешного неунывающего человечка с пропеллером. За 37 лет работы в этом спектакле он выходил на сцену в костюме Карлсона больше двух тысяч раз, немного становясь ребенком.

В первом составе спектакля собралось целое созвездие: роль домоправительницы-домомучительницы фрекен Бок исполняла «главная бабушка Советского Союза» Татьяна Пельтцер, жулика Рулле играл Андрей Миронов, друга сестры Малыша Бетан Пелле — Константин Райкин, маму Малыша ­— Наталья Защипина. Помимо оригинальных героев повести, в спектакле был еще один персонаж, придуманный создателями, — соседская девочка по имени Астрид. Сначала ее играла Полина Казакевич (ее можно увидеть в телеверсии спектакля, снятой в 1969 году), но вскоре на роль назначили выпускницу ГИТИСа Наталью Фекленко.

«Когда Спартак Васильевич вводил в спектакль нового актера, то просил его воплощать уже заранее заготовленный им рисунок. Все артисты безукоризненно слушали его», — вспоминает Наталья Владимировна. Она до сих пор играет в этом спектакле, но теперь уже фрекен Бок. И методы работы с актерами Мишулина применяет на практике: сейчас «Малыш и Карлсон» идет в обновленной версии, созданной ею.

Обновленной не значит измененной. Наталья Фекленко подчеркивает: если спектакль, который сегодня существует таким, каким его создали изначально, по-прежнему любим, значит, тогда, в 1968-м, все было сделано правильно. В обновленной версии сохранены все акценты и мизансцены, а образом Карлсона, который создал Мишулин, до сих пор вдохновляются исполнители этой роли. Это выражается в движениях, интонациях, чередовании веселого и грустного настроения в моменты, когда герой о чем-то размышляет. Сейчас роль делят Михаил Железнов, Константин Карасик и заслуженный артист России Сергей Чурбаков.

«Безусловно, я стараюсь подводить актеров к тем решениям, которые были приняты до них. Но бывает, что новые артисты вносят и толику своего. Если это гармонично, я это приветствую», — улыбается Наталья Фекленко.

Музыкальное оформление менять тоже не стали — в спектакле по-прежнему звучат мелодии народного артиста СССР Андрея Эшпая.

Тот же дом, та же комната

«Малыша и Карлсона» играют в тех же декорациях, что и полвека назад. Сценографию создал народный художник России Борис Мессерер. Спектакль «Малыш и Карлсон» стал его первой работой в Театре сатиры. Двухуровневую квартиру Малыша он поместил на вращающуюся платформу и окружил условными стокгольмскими крышами из папье-маше.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Декорации очаровательны, очень органичны, созвучны сказочному миру. Блестящее решение! Вряд ли можно придумать что-то лучше», — говорит Наталья Фекленко, рассматривая макет декораций.

Макет, с которого началась работа над сценографией «Малыша и Карлсона», хранится в Театре сатиры — в отдельной комнате, где собраны макеты декораций к самым важным постановкам в истории театра. Бережно восстановленный заслуженным художником России Валентином Шихаревым, макет завораживает каждого, кто здесь оказывается. Здесь можно в подробностях рассмотреть и крыши, и лесенку, ведущую в комнату Малыша, и каждую дверцу.

Зрители — тогда и сейчас

Во время спектакля ребята стремятся общаться с героями, поэтому часто выкрикивают им что-то из зала. Наталья Фекленко смеется: у нынешних зрителей, выросших с гаджетами в руках, возникают вопросы, соответствующие сегодняшнему времени. Например, когда Карлсон улетает с фразой: «Звоните мне, звоните!», нынешние дети обязательно деловито осведомляются: «А по какому номеру?».

Но в одном современные маленькие зрители сходятся со своими мамами и папами в детстве: все 54 года существования спектакля дети одинаково реагируют на финал, когда домомучительница фрекен Бок покидает квартиру Малыша.

«Последние слова моей героини, когда я ухожу со сцены, адресованы маме Малыша: “Никогда никому не говорите о том, что мы с вами здесь видели, потому что вам никто не поверит, а если поверят, то замучают расспросами. Говорите, что Карлсона нет”, — рассказывает Наталья Фекленко. — И в этот момент дети начинают кричать “есть!”. И под это “есть!” я убегаю со сцены».
Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

«Секреты мастерства» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies