Как смотреть выставку Komar & Melamid. Куратор — о новом проекте Музея современного искусства

22 марта 2019
Культура

22 марта в Московском музее современного искусства открывается масштабная выставка основоположников соц-арта Виталия Комара (ударение на первый слог) и Александра Меламида, в 1970-х решивших изменить ход истории искусства, купивших душу у Энди Уорхола и вдохновивших Дмитрия Пригова, Олега Кулика и многих других отечественных художников.

Экспозиция, занявшая 16 залов филиала музея на Петровке, разделена на две части. Одна посвящена периоду работы дуэта в СССР, а другая — жизни в эмиграции (с 1978 года Комар и Меламид живут и работают в США). Своеобразной транзитной зоной между ними служит инсталляция 1977 года Transstate из коллекции парижского Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.

Гид по выставке Komar & Melamid — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Что такое «Комар и Меламид»

Это один собирательный персонаж, придуманный двумя художниками — Александром Меламидом и Виталием Комаром. Один — сюрреалист. Другой — экзистенциалист. Объединились, оставили свои манеры, судьбы, биографии и создали сообщество «Комар и Меламид», или Komar & Melamid Inc. Этот коллективный автор, не просто дуэт двух художников. В нем всегда кто-то еще звучит — зрители, друзья, кураторы, галеристы, даже животные.

Виталий Комар и Александр Меламид. Москва. 1970-е годы

Дуэт появился на свет в начале 1960-х в Строгановском училище, где учились оба художника. А в 1972 году они придумали соц-арт — объединили главенствующий тогда в СССР официальный стиль соцреализма и идеи американского поп-арта. Брендированные банки концентрированного супа или газировки, как Энди Уорхол, они не изображали. Комар точно сказал по этому поводу: «В обществе тотального дефицита поп-арта быть не может».

От поп-арта они взяли главный принцип — выбор общедоступного и общепринятого в ущерб локальному, местному, элитарному, национальному. Всю жизнь Комар и Меламид пародировали авангард и модернизм как сектантский закодированный язык и продвигали его альтернативу — стиль политических диктатур и народный, мещанский китч. «Мы деконструировали соцреализм как идеологию и открыли его как искусство», — говорил Меламид.

В. Комар и А. Меламид. TransState. 1977 год

Почему эта ретроспектива важна

Во-первых, потому что знакомство с современным отечественным искусством наконец перешло в фазу персональных выставок. Раньше у нас и публика, и музейщики предпочитали говорить на общие темы, например, что такое современное искусство. Но по мере расширения популярности совриска (современного искусства) перешли к детальному изучению и показу творчества отдельных художников.

Московский музей современного искусства тут был пионером. Начали с самых выдающихся — с Эрика Булатова, с Ильи Кабакова и других крупнейших нонконформистов. За последнее десятилетие состоялся обзор основных фигур, но, как ни странно, из него выпали Комар и Меламид, изменившие сам ход русского искусства.

Собственно, они первые художники мирового уровня, возникшие в московском художественном подполье 1970-х годов. Их первыми признал мир как продолжателей русского исторического авангарда и как коллег западных поп-артистов и концептуалистов. А в отечественную культуру они внесли дух политической пародии, пересмешничества, игру со стилями искусства, с визуальными языками модернизма, китча, тоталитаризма.

Их метод — говорить от лица придуманных персонажей — оказался очень востребованным. Перформанс «Человек-собака» Олега Кулика, стихи Дмитрия Александровича Пригова про «милицанера» созданы под огромным влиянием Комара и Меламида.

В. Комар и А. Меламид. Художник. 1972 год

Что такое соц-арт

Соц-арт — это антидот, дезактиватор соцреализма и всей визуальной пропаганды, которой кишел любой советский город. Идеологические сакральные объекты Комар и Меламид превратили в посмешище. Призывы идти к коммунизму подписали своими именами. Не хочешь, а засмеешься.

В. Комар и А. Меламид. Вам хорошо!  1972 год

Соц-арт — это школа непослушания, школа дерзкого нарушения правил социального поведения. Хотя художники смеются не над живым человеком, а над его культовым изображением, от этого невинного пересмешничества страдает репутация тирана. После соц-арта наша страна уже никогда не впадет в тоталитаризм, ибо бациллы этого смеха пропитали общество на несколько поколений вперед.

В. Комар и А. Меламид. Идеальный лозунг. 1984 год

Комар и Меламид задумали его как коллективное направление, объединяющее многих художников. Успех превзошел ожидания: соц-арт проник практически во все виды и формы культуры, в том числе и в анонимно-фольклорный ее слой — в анекдоты.

Почему Комар и Меламид — русские художники

Эмигрировав в 1977 году в Израиль, а потом в США, художники получили новые паспорта, но их персонаж Комар и Меламид, по мнению мирового культурного сообщества, остался русским явлением. Они оба переживают это как крупнейшую неудачу в своей карьере. Собственно, поэтому дуэт и распался в 2003 году. Теперь каждый из них по отдельности — американец.

Комар и Меламид соединились, чтобы создавать не просто искусство. Цели были более амбициозные — менять сознание зрителей, влиять на развитие искусства, корректировать историю культуры. И во многом они преуспели. До них в истории искусства ХХ века никто серьезно не обсуждал антимодернистскую альтернативу. Все однозначно восхищались Пикассо и осуждали Герасимова — любимого художника Сталина.

В. Комар и А. Меламид. Портрет отца. 1973 год

Благодаря проектам Комара и Меламида соцреализм был введен в культурный оборот, получил новую жизнь в варианте «ностальгического» эстетизированного явления, лишенного идеологической горечи и формального уродства. Эта формула до сих пор работает в нашей культуре. Но на Западе ее до конца не поняли.

Для западного художественного мира Комар и Меламид слишком экстремальны. Они разоблачают силу и чары искусства, а этого Запад принять не готов. Вместо искреннего, честного, доверчивого обращения к зрителю, которых требует арт-рынок, коллекционер и вообще любой уважающий себя зритель, у Комара и Меламида сплошная эксцентрика, хихиканье какого-то мерцающего, непонятного автора. У них всегда присутствует неприятная отстраненность, которую в Америке многие оценили как русский взгляд.

В. Комар и А. Меламид. Девушка перед зеркалом. 1981–1982 годы

Что еще есть и будет на выставке

Фактически каждый из 16 залов выставки представляет какой-то проект. В помощь зрителю издана брошюра-путеводитель. В ней два замечательных московских философа Елена Петровская и Олег Аронсон, а также культуролог Юлия Лидерман и ваш покорный слуга комментируют проекты Комара и Меламида зал за залом.

Хочу отметить и экспозиционеров, или, как говорят на Западе, режиссеров выставки, — художника Ирину Корину и архитектора Илью Вознесенского. Корина — один из лучших российских художников современности — придумала удивительные фоны для работ Комара и Меламида. Эти фоны составлены из типичных советских фактур, узнаваемых отделочных материалов разных учреждений и организаций (поликлиника, красный уголок, вещевой рынок и так далее), которые предполагаются, но не названы в работах.

Круг, квадрат, треугольник. Авторская реконструкция 1990-1991, 1974-1975 годы

Наконец, на выставке произойдут два интересных события. Одно — это аукцион по продаже русской духовности, выражением которой служат, по наблюдениям Комара и Меламида, идеальные геометрические тела белого цвета — круги, квадраты, треугольники.

Душа Нортона Доджа. 1978–1979 годы

Второе событие — это аренда вашей души. Под руководством и контролем Комара и Меламида все желающие смогут совершить сделку по передаче души на долговременное материально ответственное хранение в Московский музей современного искусства, лично его исполнительному директору Василию Зурабовичу Церетели. Скрепленный соответствующими подписями сертификат об этой сделке сразу станет еще одним экспонатом выставки, а по ее окончании поступит в фондохранилище музея. И пребудет в нем до того момента, сказано в тексте сертификата, «пока Всевышний, судьба или природа (нужное подчеркнуть) не затребует душу себе».

Документация акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР: Продажа Душ». 1979 год

Скупка душ стала первым проектом, реализованным Комаром и Меламидом при переезде в США в 1978 году. В нем приняли участие около тысячи американских граждан, продавших фирме Komar & Melamid Inc свои души. В их числе был один из главных деятелей поп-арта Энди Уорхол. Он передал Комару и Меламиду свою душу совершенно бесплатно.

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события
Бесплатно

Самокат-школа: адреса, правила посещения и регистрация 2024

1 мая1 октября

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies