Выставка Lobster Land, открывшаяся в «Мультимедиа Арт Музее» 18 сентября, представляет избранные работы Филипа Колберта из музеев и частных коллекций и специально созданные для показа в Москве. Это – три двухметровые скульптуры, 29 картин и множество видеоинсталляций. Главный герой – симпатичный и добродушный лобстер, несущийся в потоке информационного мусора, как все мы сегодня, и не всегда понимающий, что с ним происходит.
Филип Колберт известен в первую очередь как дизайнер. Мировую славу ему принесли платья и костюмы, созданные по мотивам работ Сальвадора Дали, Марселя Дюшана и Энди Уорхола. Эксцентричные наряды его собственного бренда, основанного чуть более 10 лет назад, есть в гардеробе многих знаменитостей. Среди них Анна Делло Руссо, Леди Гага, Канье Уэст и Элтон Джон, а также певица Рита Ора, которая заказывала Колберту костюмы для своего мирового турне. Среди поклонников одежды, которую делает Колберт, и члены британской королевской семьи. Это неудивительно: с принцем Уильямом Колберт вместе учился в Сент-Эндрюсском университете (Шотландия).
Обладатель степени магистра философии и знаток истории искусства, он не смог остановиться только на производстве одежды. Персональные выставки картин Колберта в лондонской галерее Саатчи в 2017 и 2018 годах принесли ему мировое художественное признание и прозвище Крестный Сын Энди Уорхола. Главный герой его произведений – мультяшно-яркий лобстер в синем костюме, украшенном яичницами-глазуньями. Его Колберт изображает на картинах, в скульптурах и инсталляциях и ассоциирует с самим собой: «Я стал художником, когда стал лобстером», – говорит он. Уже 10 лет Колберт балансирует между своей личностью и фантастическим альтер-эго, носит красные носки, напоминающие цвет панциря вареного рака, отчаянно веселится и заодно веселит окружающих.
Филип Колберт черпает вдохновение в философии, искусстве и повседневности. По его словам, сюжеты приходят к нему во время чтения книг, игры в баскетбол и даже в процессе приготовления обеда для жены, режиссера Шарлотты Колберт, и их двоих детей.
«Я сам построил этот художественный язык, – говорит он. – Когда ты сосредоточен на создании платья, ты немного ограничен, а мне всегда хотелось больше погрузиться в мир живописи и истории искусства».
По масштабу его полотна сопоставимы с произведениями художников Возрождения, а по содержанию – с работами классиков поп-арта. В своих картинах он сталкивает изображения мировых брендов и персонажей комиксов с героями картин Ван Гога и Пикассо. Главные темы – жестокость и абсурдность общества потребления, информационная перенасыщенность мира. Поп-культуре, политике и агрессивному маркетингу в его работах противостоит лобстер – добродушный увалень с ясными голубыми глазами, слегка недоумевающий из-за происходящего вокруг.
Ракообразное в синем костюме, ставшее альтер эго Колберта, пришло из юношеского увлечения живописью XVII века. Лобстер, символ роскоши и самый яркий объект торжественной сервировки стола, – обязательный атрибут голландского натюрморта.
Лобстер – это еще и символ сюрреализма. Омара или лобстера использовал в своих произведениях Сальвадор Дали. В 1936 году он создал свою знаменитую скульптуру «Телефон-омар», в которой поместил на трубку обычного телефона гипсового омара. Позже омар появлялся и в других его работах.
«Мне близок дух сюрреализма, поэтому я привнес в свое творчество героя-лобстера. А себе я сделал костюм лобстера, который часто ношу. Из-за этого меня стали называть “лобстермен”», – говорит Колберт.
У Колберта лобстер обретает субъективность – он уже не неодушевленный предмет натюрморта, а главное действующее лицо. После его появления в гардеробе Колберта поселился новый предмет одежды – красные носки, которые являются неизменным атрибутом костюма лобстермена уже много лет.
Для Колберта очень важен цвет – он должен излучать позитивную энергию и быть ее проводником. Художник использует базовые цвета, как в комиксах, избегая смешения оттенков.
«Цвет – это сила, – уверен он. – Когда мы смотрим на цветок, мы ощущаем его силу, а ее дает цвет. Это очень вдохновляет, ведь одного только взгляда на цвет достаточно, чтобы получить позитивный заряд. Мне нравится, что мои работы излучают хорошую энергию. Для меня важно, что моя работа позитивно влияет на людей».
Филип Колберт любит яйца, особенно жареные. По его признанию, он выбрал яичный принт для костюма своего героя из-за графичности. Кроме того, яйцо – архаичный символ жизни.
«Я люблю красоту жареного яйца, его хрупкость и забавный вид, – говорит Колберт. – Примитивное изображение жареного яйца – два цветных пятна – можно показать любому человеку в мире, и он сразу поймет, что это. Мне нравится яйцо не только в символическом смысле. Яичницу я люблю с детства».
Заглавная работа серии Lobster Land – любимое произведение художника из всех вошедших в московскую экспозицию. В основе сюжета – старый набросок. Сегодня задумка несколько изменилась, появились новые элементы, например домик в виде кактуса, который художник, по его словам, собирается построить в пустыне.
Колберт признается, что этот несколько безумный Лобстерленд – мир его собственной творческой идентичности. Рядом со своим персонажем художник изображает все, что его волнует: засилье брендов и корпораций, агрессию, доминирование материальных ценностей.
«Все сюжеты – это отражение моих мыслей, переживаний и моих ежедневных действий. Мне нравятся фигуры лобстера, катающегося на скейте или отдыхающего в шезлонге, потому что они воплощают простоту жизни. Ты тоже можешь лежать на шезлонге или ехать на скейтборде – ведь это очень просто и так по-настоящему».
Выставка Lobster Land открыта в «Мультимедиа Арт Музее» до 17 ноября. Посетить ее можно в любой день, кроме понедельника, в часы работы музея – с 12:00 до 21:00.
Троице-Лыково в Строгино
«Московская A Cappella». Победители 2024