В кинотеатрах сети «Москино» 14 и 15 июля пройдет ретроспектива фильмов шведского режиссера Ингмара Бергмана. Показы приурочили к 100-летию со дня рождения мастера. В «Юности», «Факеле» и «Звезде» зрители увидят как самые популярные, так и малоизвестные картины — всего более 20 фильмов. Подробное расписание можно узнать на сайте сети.
Ингмара Бергмана называют одним из главных режиссеров XX века. Работать в кино он начал в 1941 году, редактируя сценарии. И только через несколько лет стал снимать собственные фильмы. Дебютная картина, «Кризис» по пьесе датского драматурга Лека Фишера «Мать-животное», провалилась в прокате.
Также в числе первых — «Музыка в темноте» (1948). Сюжет простой: солдат, потерявший зрение на войне, а потом и невесту, пытается обрести счастье с другой девушкой. Деньги на съемки дал продюсер Лоренс Мармстедт, который, несмотря на провал и «Корабля в Индию», предыдущего бергмановского фильма, поверил в режиссера.
Дальнейшие работы Бергмана оправдали ожидания. В 1949 году он снимает «Жажду» по одноименному сборнику рассказов Биргит Тенгрут и драму «Тюрьма». А в 1955-м фильм «Улыбки летней ночи» с Эвой Дальбек и Гуннаром Бьёрнстрандом получил специальный приз Каннского кинофестиваля. Так режиссера узнали во всем мире. В центре сюжета — супружеская пара: пожилой адвокат и его молодая жена, влюбленная в своего пасынка. Поиск любви, человек, живущий в пустоте, стали основными темами творчества Бергмана. Он любил снимать крупным планом лица, которые передают богатую гамму эмоций.
В 1957 году Бергман создал один из своих самых известных фильмов — «Седьмая печать». Идею подсказала фреска «Смерть, играющая в шахматы» в церкви Тэбю. Кинокомпания поставила условия: картина должна быть готова за 35 дней, бюджет ограничен. Режиссер не растерялся, и съемочный процесс провели прямо во дворе студии. Лента рассказывает о рыцаре Антониусе Блоке и его оруженосце (Гуннар Бьёрнстранд), которые возвращаются из крестового похода и застают в своей деревне эпидемию чумы. Еще рыцарь видит загадочного мужчину в черных одеждах — оказывается, это сама Смерть, которой Блок потом предложил сыграть в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать рыцаря, а в случае поражения — оставить. Фильм отметили на Каннском кинофестивале. Также он прославил 27-летнего исполнителя главной роли Макса фон Сюдова.
Фильм «Земляничная поляна» (1957) тоже получил мировое признание. Одна из наград — «Золотой медведь» на фестивале в Западном Берлине. Главный герой — известный, уже пожилой профессор, который в одном из своих путешествий навещает родные места, дом, где когда-то жила его семья. Это последняя роль актера Виктора Шёстрёма, основателя классической шведской школы кинематографа. Он был наставником Бергмана.
Еще один из самых известных фильмов режиссера — «Персона» (1966). Это картина об актрисе Элизабет Фоглер, которая неожиданно замолчала прямо во время спектакля. Чтобы избавиться от непонятного состояния, похожего на оцепенение, она вместе со своей сиделкой отправилась к морю. Роль сиделки исполнила Биби Андерсон, которая часто появлялась в картинах Бергмана. Благодаря «Персоне» она получила две премии как лучшая актриса. А Элизабет Фоглер сыграла Лив Ульман, с которой у режиссера начался роман на съемках. В дальнейшем она снялась еще в нескольких фильмах Бергмана. Один из них — «Сцены из супружеской жизни» (1973), история любви в шести сериях. Ее партнером стал Эрланд Юзефсон.
«Шепоты и крики» (1972) относится к тем шедеврам режиссера, которые получили множество наград на различных кинофестивалях. История о напряженных отношениях трех сестер (одну из них сыграла Лив Ульман) и их служанки получила премии «Оскар» и «Золотой глобус».
В фильме «Осенняя соната» (1978) Бергман исследует тему взаимного непонимания родных. В главных ролях — Лив Ульман и Ингрид Бергман. Картина получила премию «Золотой глобус» как лучший зарубежный фильм. В этом же году Шведский институт кино учредил приз Ингмара Бергмана за достижения в области кинематографа.