Изба, дом-шкатулка, рыцари и люк для картошки. Гуляем по Арбату с экскурсоводом

29 января 2023
Культура

В Музее Москвы продолжается экспозиционно-исследовательский проект «Москва без окраин», посвященный локальной идентичности городских районов. Очередную экспозицию, на этот раз посвященную району Арбат, можно посетить в музее до 12 марта. Но погулять по Арбату, вооружившись новыми знаниями, можно и после этой даты. Специально для mos.ru руководитель городского экскурсионного бюро Музея Москвы Андрей Клюев провел экскурсию по важным историческим местам района.

Андрей Клюев. Фото М. Денисова. Mos.ru

Неоклассический кинотеатр и модернистский проспект

Арбат — небольшой по площади, но очень важный для истории столицы район. Едва ли не каждый дом хранит воспоминания о живших здесь легендарных личностях. В этом районе легко почувствовать себя путешественником во времени: расположение улиц и переулков Арбата сохранилось до наших дней почти без изменений со второй половины XVIII века.

«Происхождение названия района до сих пор вызывает споры, — рассказывает Андрей Клюев. — Версий много. Самая распространенная — от тюркского слова “арбат” (“телега”). Сюда приезжали караваны из Золотой Орды, купцы торговали с телег. Еще одно предположение — от искаженного арабского слова “рабат”, то есть “город”».

Прогулку по району стоит начать с Арбатской площади. Здесь расположен старейший московский кинотеатр — «Художественный», где проходили все важные премьеры, в том числе легендарного фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”». Здание кинотеатра — одно из первых московских творений архитектора Федора Шехтеля в неоклассическом стиле. Несколько лет назад в ходе комплексной реконструкции вернули отдельные элементы его исторического облика, отреставрировали украшающие фасад барельефы.

Новый Арбат, вид на который открывается от кинотеатра, был проложен как дублер улицы Арбат в 1960-х годах в соответствии с генпланом реконструкции Москвы. Тогда же здесь появились знаменитые модернистские здания: с одной стороны — дома-свечки, а с другой — дома-книжки, объединенные стилобатом. При строительстве Калининского проспекта (проспекта Калинина, так Новый Арбат назывался до 1994 года) исчезли некоторые исторические места. Например, Собачья площадка, которая располагалась в районе Дома книги.

«Снос площадки мы можем увидеть в фильме “Я шагаю по Москве”, в сцене, где герои встречают японского туриста. На заднем плане идет прокладка Калининского проспекта», — говорит Андрей Клюев.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Очень важный объект — бывший роддом Грауэрмана (улица Новый Арбат, дом 7). В советское время он считался одним из лучших. В этом пятиэтажном здании, построенном в 1914 году, родились многие известные люди, выросшие на Арбате: Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Булат Окуджава. Старожилы, появившиеся здесь на свет, любят подчеркивать этот факт своей биографии.

Фото М. Денисова. Mos.ru

С другой стороны улицы открывается вид на действующий храм Симеона Столпника, который напоминает о Москве времен Ивана Грозного. Кстати, он запечатлен в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но не в исторических эпизодах: мы видим его в финале, когда милиция и скорая помощь едут на вызов.

«Храм был возведен в 1676–1679 годах, его стиль — переход от русского узорочья к нарышкинскому барокко, — подчеркивает Андрей Клюев. — Мы видим сложные элементы культовых сооружений Руси XVII века: горку кокошников под барабанами, пятиглавую шатровую колокольню со слуховыми окнами. При создании Калининского проспекта церковь планировали снести, но все-таки она уцелела».

Арбатские переулки

Арбат — это не только большие улицы, но и маленькие уютные переулки. Гуляя по Большому Афанасьевскому, обратите внимание на дом 33: на его торце есть мурал в виде портрета Михаила Булгакова, над которым изгибает спину похожий на Бегемота черный кот. Своего Мастера писатель поселил как раз в одном из арбатских переулков.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Староконюшенный переулок украшает необычный для современного центра города деревянный особняк, похожий на крестьянскую избу. Это дом Пороховщикова, построенный в 1871–1872 годах. Здание в псевдорусском стиле был возведен, когда начиналась эпоха национального романтизма. В 1990-х он вернулся к представителю династии и правнуку первого владельца дома — актеру Александру Пороховщикову.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Калошин переулок удивляет уникальным домом-шкатулкой, найти его можно рядом с новой сценой Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Архитектор Михаил Лопыревский построил этот особняк в 1852 году для своей семьи. Дом был новаторским для своего времени. Лопыревский считал неудобной анфиладную планировку и выступал за функциональное расположение жилых комнат. А еще дом имеет разную этажность с улицы и со двора — он одновременно и одно-, и двухэтажный. Дело в том, что налоги на недвижимость платились по количеству этажей, выходящих на улицу. Впрочем, взгляд современного человека скорее привлечет розовый цвет фасадов. Таким он и был во времена Лопыревского.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«В XIX веке городские дома можно было красить краской только определенных цветов: розовой, желтой, голубой, серой, палевой и других пастельных оттенков, — объясняет Андрей Клюев. — Их перечень содержался в специальном императорском указе. В советское время цвета памятников архитектуры были утрачены, а первоначальный вид им вернули современные реставраторы».

В Кривоарбатском переулке невозможно пройти мимо выдающегося памятника советского авангарда — дома архитектора Константина Мельникова. Здание сложной формы привлекает россыпью шестигранных окон — их более 100.

«Это чуть ли не единственный частный дом для конкретной семьи, возведенный в Москве в 1920-е, — продолжает Андрей Клюев. — У одной из стен Мельников, выходец из рабоче-крестьянской среды, сделал специальный люк, по которому в подвал можно было высыпать картошку. Рядом с домом он разбил сад и огород и поставил сарай, где хранил инструменты».

Сейчас уникальное здание является филиалом Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. В 2023 году начнется его реставрация.

Арбат Пушкина, Булгакова и Поленова

Дом актера на Арбате (бывший доходный дом Филатовой), расположенный напротив Театра имени Вахтангова, овеян легендами. Например, в образе одного из рыцарей, чьи металлические фигуры украшают его фасад, в финале «Мастера и Маргариты» Булгаков вывел Коровьева-Фагота: «…Темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом».

Необычный дом был построен в 1913–1914 годах архитектором Валентином Дубовским, который любил работать в стилистике романтизированного Средневековья.

На Арбате есть одна из важных точек литературной карты Москвы — мемориальная квартира А.С. Пушкина (дом 53, строение 1). Сюда поэт привез после венчания Наталью Гончарову. Хотя супруги прожили здесь совсем немного, об их пребывании сохранились самые теплые воспоминания ближайших друзей Александра Сергеевича.

Неподалеку расположена еще одна арбатская достопримечательность — уже не литературная: здание автоматической телефонной станции (АТС). В конце 1920-х годов в Москве действовала программа создания новых районных АТС. Инженер Владимир Патек разработал типовой проект, по которому в городе было построено три необычных здания, с воздуха напоминающих очертаниями букву т.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Конечная точка нашей прогулки — Спасопесковская площадь. Неподалеку от нее находится два важных объекта. Во-первых, действующий храм Спаса Преображения Господня на Песках, построенный в начале XVII века. Именно эту церковь изобразил художник Василий Поленов на картине «Московский дворик».

«Живописец снимал рядом квартиру и запечатлел вид из своего окна. Это традиционный для Руси храм-корабль, — рассказывает Андрей Клюев. — Мы видим его основной объем с пятиглавием, трапезную и колокольню со слуховыми окнами».

Второй объект, расположенный рядом с площадью, — построенный в начале XX века для известного промышленника Н.А. Второва неоампирный особняк, известный также как Спасо-хаус. С 1933 года в зднии размещается резиденция американского посла. На приемах здесь в свое время бывал Михаил Булгаков. Впечатления от них он позже использовал как материал для описания бала Сатаны в «Мастере и Маргарите».

Фото М. Денисова. Mos.ru

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies