В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Основные элементы», посвященная советскому авторскому декоративному искусству второй половины ХХ века. В 10 залах, расположенных в Хлебном доме, представлено около 400 предметов из фондов «Царицына» — произведений из керамики, стекла, металла и других материалов. О концепции выставки и самых интересных экспонатах mos.ru рассказала Ольга Докучаева, ее куратор.
Коллекция произведений авторского декоративно-прикладного искусства 1960–1980-х годов очень важная часть собрания музея. Именно в это время отечественные художники, которые работали над образцами изделий для массового производства, начали создавать не просто вазы и гобелены, а объекты, сравнимые с живописью и скульптурой.
Это был период свободного творчества, имевшего государственную поддержку. Декоративное искусство не подвергалось цензуре — оно для этого было слишком абстрактно, — но работы создавали на определенные темы. Художники работали с базовыми понятиями, имевшими особый символизм в советском искусстве, — темами огня, воды, земли. Огонь ассоциировался с революцией, вода — с созданием гидроэлектростанций, земля — с крестьянским трудом. В то же время эти темы вечны: они связаны с разнообразными мифами, верованиями и религиями.
Эти основные элементы стали названиями разделов новой царицынской выставки. В каждом собраны произведения разных художников, работавших в разных техниках, — от гобеленов до металлических объектов, от скульптуры до изделий из цветного стекла. Они объединены общей темой. Как правило, работы бессюжетны — все внимание сконцентрировано на форме, материале, фактуре, цвете, хотя сами художники считали себя продолжателями классической традиции. Для них было важно создавать вещи, которые заставляют работать фантазию зрителя.
В работах советских художников темы земледелия, родной земли и ее богатств занимали особое место. Здесь советское воспевание труда встречается с мифологическим восприятием мира: издревле земля считалась срединным миром, созданным специально для людей, а глина — материалом, из которого сделан первый человек.
В зале «Земля» собрано много предметов из шамотной массы — материала, имеющего в составе огнеупорную глину. Для обжига изделий из него требуется очень высокая температура — около 1300 градусов. Полученные работы чаще всего покрывали эмалью и глазурью. Шамот был очень популярен у керамистов второй половины XX века. Один из таких экспонатов — пластическая композиция «Земля» Михаила Копылкова, члена группы художников-керамистов «Одна композиция», существовавшей в Санкт-Петербурге в 1970–1980-х. Героиня его работы — мать-земля, сама природа, будто бы пробуждающаяся ото сна.
Композицию «Камчатка» народный художник России один из лидеров московской школы керамики Валерий Малолетков создал после поездки на Дальний Восток. Как и многие другие художники того времени, Малолетков делал не обычные вещи, пригодные в быту, а декоративные предметы, не имеющие практической функции. Массивные остроконечные сосуды, напоминающие камчатские вулканы, он увенчал изящными фигурами чаек, а полусферы, похожие на сопки, — фигурками рыбаков.
Стекольная масса — любимый материал той эпохи. Предметы, изготовленные из сульфидно-цинкового стекла, которое дает самые разные возможности при формовке, собрали в зале «Огонь». Один из основных экспонатов — «Слово о полку Игореве» Виктора Шевченко, заслуженного художника РСФСР, участника многочисленных международных выставок.
Его работа — пример того, насколько метафоричен и многозначен язык художников этого времени. Перед зрителями то ли шлемы, то ли церковные купола, будто пробитые ударами копий, забрызганные красным. Вопрос, что это — зловещие пятна крови или просто ярко-алые цветы, — оставлен для размышления зрителю.
Работа «Свежий ветер. Чайки» — классика керамического искусства — Натальи Богдановой очень выразительна и пластична. Пять крупных эффектных птиц, будто разгуливающих у самой воды, помогают на время забыть о городском зное и помечтать о морском побережье.
Другой пример произведения на тему воздуха — композиция «После дождя», созданная ювелиром-реформатором Владимиром Наумовым. В своем произведении из латуни, меди и эмали художник изобразил летний городской пейзаж: синее небо, проглядывающее сквозь уходящие вдаль облака, мокрую от дождя крышу. Носить такие крупные украшения необычной формы было бы довольно сложно, а вот любоваться ими можно очень долго. При этом композиция вовсе не выглядит тяжелой, в ней есть воздушная легкость.
Цвет и свет тоже относятся к основным элементам, которыми пользовались советские представители декоративного искусства. Востребованной темой после знаменитого полета Юрия Гагарина в 1961 году стало освоение космоса. Космическое пространство будоражило фантазию авторов и вдохновляло на создание шедевров.
На выставке представлена ваза «Время, вперед!» Владимира Касаткина, с 1971 по 2016 год занимавшего пост главного художника Гусевского хрустального завода. Эту работу Касаткин создал еще до своего назначения. Ваза состоит из двух бело-красных стеклянных конусов с завихренным рисунком, хорошо передающим энергичное движение. Она создана в честь Октябрьской революции — таким образом, к движению отсылает не только абстрактный рисунок, но и вполне определенные исторические события. Ее название — цитата из пьесы Владимира Маяковского «Баня», чуть позже ставшая названием романа Валентина Катаева и сюиты Георгия Свиридова, написанной специально для его экранизации.
С цветным стеклом великолепно работал и Владимир Муратов, создавший композицию «Экватор». Этот экспонат своего рода отсылка к дальним краям. Через яркие краски работы можно ощутить жар этих далеких и очень притягательных мест.
Придавая героям динамичность или же оставляя их в статике, художники транслировали свои самые разные, в том числе и противоречивые, мысли и чувства. Движение и статика были среди основных средств выразительности.
Керамопластиковая композиция «Времена героев» латвийской художницы Изабеллы Кролле вызывает чувство стремительного движения. Перед нами головы лошадей с развевающимися гривами. Художница будто рассказывает историю: животные мчатся через поле к намеченной цели, сметая все на своем пути. Эта композиция, как и работа Владимира Касаткина, посвящена Октябрьской революции. В советское время было принято ассоциировать революцию с быстрым бегом коня, одним из древнейших образов в мире искусства.
Наполнены динамикой и «Дельфины» советского скульптора Альберта Балабина. Они выполнены из цветного стекла в гутной технике, предполагающей формовку изделия из расплавленной стекломассы вручную с помощью инструментов. Эти изящные фигурки из прозрачного синего стекла одни из самых заметных на выставке.
Работы «Одинокий стебель» и «…И другие стебли» эстонской художницы Лейды Ило привлекают внимание строгостью и математической выверенностью: тонкие стебли из латуни стоят на очень маленьких основаниях. Художница нашла такой баланс, что объекты кажутся живыми — будто вот-вот качнутся под дуновением ветерка.
Зал «Живая материя» — для работ с анималистическими и ботаническими мотивами, которыми очень часто вдохновлялись художники. Один из самых заметных здесь экспонатов — «Цветы» Анатолия Федоркова, художника завода «Неман», придумавшего метод декорирования изделий нитями сульфидного стекла.
«Цветы» — очень лиричная, изящная композиция, которая передает поэтичность первых весенних всходов, и одновременно одна из самых сложных из представленных на выставке. Работа над ней была очень трудоемкой. В дополнение к гутной автор использовал сложнейшую технику венецианской нити: к концу стекольной заготовки приваривались белые и цветные стеклянные палочки, которые помогали образовываться узорам внутри стекла, а не на его поверхности.