Сегодня в рубрике «Истории вещей» — старинные елочные игрушки из коллекции Музея Москвы и рассказ об истории новогодних праздников.
Первые уличные новогодние украшения в России стали появляться в 1699 года после указа Петра I, повелевшего считать началом года 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Государь, привнесший европейскую традицию празднования Нового года, строго следил за тем, чтобы все было устроено не хуже, чем в Европе. Указом предписывалось: «По большим проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых».
Обычай наряжать елку дома укоренился в России позже — к середине XIX века. До этого даже в дворянском кругу поддерживались только исконно русские святочные традиции — маскарады и балы. Наряжали еловое дерево к Рождеству главным образом в семьях обрусевших немцев.
Первая публичная елка в России была установлена в 1852 году в Санкт-Петербурге, в здании Екатерингофского вокзала. Мода на елки быстро начала распространяться, их ставили в зданиях дворянских, офицерских и купеческих собраний, в клубах, в театрах и других местах. В Москве с начала 1850‑х ежегодными стали праздники в зале Благородного московского собрания.
Вначале елку украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, специально созданные игрушки — бумажные гирлянды, китайские фонарики — вошли в обиход со второй половины XIX века. Елочные украшения из стекла, в основном шары, привозились из Европы и были доступны только богатым семьям. Часто игрушки для елки изготавливались домочадцами из проволоки и бумаги, ваты и крахмала. Позднее появились рабочие артели, специализировавшиеся на производстве украшений для рождественской елки. Первое крупное производство в России возникло на стеклодувном предприятии в Клину, где стали к каждому сезону выдувать шары и бусы.
С конца 1920-х — начала 1930-х годов производство елочных игрушек в стране было остановлено. Так власти боролись с рождественскими праздниками, видя в них проявление религиозной буржуазной культуры. В конце 1929 года в связи с введением нового календаря был отменен ряд старых праздников, и Новый год с Рождеством стали обычными рабочими днями. И хотя прямого запрета их отмечать не было, в условиях активной антирелигиозной кампании Рождество постепенно исчезало из праздничной культуры.
За несколько дней до наступления 1935 года праздники вернули, а к 1937 году вернули и выходной — 1 января. По всей стране были организованы елки, а в магазинах снова начали появляться елочные игрушки — идеологически выверенные. Вместо ангелов и украшений с религиозной символикой появились ватные буденновцы, пионеры, красногвардейцы, комсомолки, стеклянные подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов. Голубую восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке елки заменили красной пятиконечной, а дореволюционный Рождественский Дед в переписанных сценариях детских утренников превратился в добродушного Деда Мороза.