«Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» станет самой масштабной выставкой музея современного искусства «Гараж» в 2019 году: она займет все пространство музея и продлится почти полгода, с 28 июня по 1 декабря. Экспозиция объединит более 50 художников из России и других стран мира. 14 работ были созданы специально для выставки, еще 10 являются новыми версиями уже существующих произведений.
Временной промежуток, вынесенный в название, напоминает о двух датах. К 2030 году многие исследователи, в частности известный эколог и демограф Пол Эрлих, прогнозируют исчерпание мировых запасов нефти. Вторая цифра пришла из области научной фантастики: в 1960-е писатель Артур Кларк назвал 2100 год временем, когда человечество разгадает секрет бессмертия и начнет заселять другие планеты и системы. Если оба прогноза окажутся верными, эти 70 лет станут временем неустойчивости, поиска и пересмотра отношения к окружающей среде.
В «Грядущем мире» кураторы Снежана Кръстева и Екатерина Лазарева объединили работы, обращенные к будущему, в котором экологическая повестка станет главным вопросом. Среди них не только произведения современных художников. В «Гараже» можно будет увидеть работы нидерландского гравера и пейзажиста XVII века Карела Дюжардена и британского фотографа Эдварда Мейбриджа, в XIX веке создавшего зоопраксископ — устройство для проецирования фильмов, предварившее изобретение целлулоидной пленки. Также среди имен участников — легендарный Ле Корбюзье, французский архитектор и пионер модернизма.
Среди ныне живущих участников выставки — молодой британский художник Лоуренс, работающий с виртуальной реальностью, итальянский художник-самоучка с мировым именем Маурицио Каттелан, американская арт-феминистка Марта Рослер, дуэт китайских художников Сунь Юань и Пэн Юй, затрагивающих в своих работах темы жизни и смерти.
На выставке будет представлено несколько масштабных иммерсивных инсталляций. Американский видеохудожник Даг Эйткен покажет свою новую работу «Сад», немецко-швейцарская театральная группа Rimini Protokoll – «WIN><WIN», а молодая московская художница Анастасия Потемкина – «Вы не могли бы передать мне соль?».
В рамках программы Garage Atrium Commissions в атриуме музея представят новую работу китайского художника Хуан Юн Пина «Американская кухня и китайские тараканы. 1959–2019», на которую его вдохновили дебаты между Ричардом Никсоном и Никитой Хрущевым на открытии Американской национальной выставки в Москве в 1959 году.
Откроет выставку сайт-специфик-перформанс норвежской художницы Тури Вронес.
«Грядущий мир» предварит старт показа видеоинсталляции известного британского художника и режиссера Джона Акомфры. Название его работы – «Пурпур» – напоминает о варварском отношении, которое человек демонстрирует по отношению к природе с давних времен. Красящее вещество пурпур с античности добывают из особых брюхоногих моллюсков. Дорогой пигмент стал символом богатства и излишества – в пурпурные одежды облачались правители со времен Римской империи.
Шестиканальное видео Акомфры погружает в мир пурпурного цвета. Но в нем нет ни древнеримских императоров, ни французских монархов. Сначала на экранах трогательная красота природы в разных ее проявлениях, которую мы можем утратить, если не перестанем бездумно потреблять ресурсы. Повествование продолжается, и в тех же пурпурных тонах мы видим грандиозные природные ландшафты, навсегда измененные человеком. Заканчивается «Пурпур» трагически – демонстрацией неутешительных образов будущего, которое ждет человечество, если оно не одумается.
Работа создана по заказу лондонской галереи Барбикан совместно с Музеем картин (Умео, Швеция), Академией TBA21 (Вена, Австрия), Институтом современного искусства (Бостон, США), Музеем коллекции Берардо (Лиссабон, Португалия) и музеем современного искусства «Гараж» (Москва).
Видеохудожник, режиссер и сценарист Джон Акомфра родился в 1957 году в Аккре (Гана). Образование получил в Портсмутском университете (Великобритания). Известен как самостоятельный артист и один из основателей художественной группы Black Audio Film Collective, существовавшей с 1982 по 1998 год. Персональные выставки Джона Акомфры проходили в галерее «Тейт Модерн» (Лондон), Новом музее (Нью-Йорк), Музее современного искусства Сан-Франциско, Национальном музее Тиссена-Борнемисы (Мадрид). Художник принимал участие в биеннале в Ливерпуле (2012), Тайбэе (2012, 2016), Шардже (2013) и Венеции (2015, 2019). Живет и работает в Лондоне.