Гобелены, сундуки, шкатулки. Изучаем прошлое музея-заповедника на выставке «Такое разное Царицыно»

6 января
Культура

Практически любой музей, расположенный на исторической территории, приобретает в свое собрание предметы, связанные с местными пейзажами. Музей-заповедник «Царицыно» — не исключение. Он был создан в 1984 году, и с тех пор здесь собирают в том числе и коллекцию его изображений. Подробнее об этом рассказала Ольга Докучаева, главный научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно».

Фото М. Денисова. Mos.ru

Верхний Царицынский пруд

Один из центральных экспонатов выставки — картина живописца Станислава Жуковского. В начале ХХ века он прославился в основном благодаря изображениям старых усадеб. Что касается территории нынешнего музея-заповедника, то в начале 1910-х годов Жуковский написал пейзаж с Верхним Царицынским прудом (от ступеней павильона «Миловида»).

Фото М. Денисова. Mos.ru

Название павильон получил благодаря великолепной панораме, открывающейся из его окон. Построили  «Миловиду» в начале XIX века предположительно по проекту архитектора Ивана Еготова. Это проходная галерея с аркой и четырьмя угловыми кабинетами. «Миловида» всегда была одним из любимых мест у гостей «Царицына» и дачников.

Во второй половине XIX века в «Миловиде» открыли чайную, она работала почти до революции. А потом павильон, которому не уделяли должного внимания, обветшал. Его пытались реставрировать, но без ухода и охраны здание опять начинало разрушаться. Особенно пострадала «Миловида» от пожара 1992 года. Только после реконструкции в 2000-х ему вернули исторический облик. Сейчас здесь работает небольшой буфет и кафе — как и в старые времена, можно любоваться видом с чашкой чего-нибудь вкусного.

Большой мост через овраг

Гораздо позже, чем Станислав Жуковский, к видам «Царицына» обращался и художник-архитектор Лев Катаев. В начале 1980-х годов он изобразил Большой мост через овраг таким, каким тот был еще до реставрации. 

Работы, к слову, шли довольно долго — с 1985-го до 2007-го. В те времена, когда создавалась картина, это было практически разрушенное строение — в годы Великой Отечественной войны по мосту ходила тяжелая техника, включая танки. Следующие несколько десятилетий без реставрации тоже не пошли ему на пользу.

Фото М. Денисова. Mos.ru

80-метровый мост, арки которого похожи на порталы готических соборов, — одно из важнейших и самых узнаваемых сооружений царицынского ансамбля. Его построили в 1784 году по проекту архитектора Василия Баженова. Сегодня его облик начала XIX века полностью восстановлен.

Главная арка моста изображена также на картине Альберта Бенуа, сына известного архитектора Николая Бенуа и старшего брата художника Александра Бенуа. В 1886 году, когда территория музея-заповедника была сельской местностью, здесь нередко можно было встретить домашний скот — например, коров. Такой идиллический пейзаж и отразил в своей работе автор — эта картина тоже представлена на выставке.

Городецкая роспись

Вторая половина ХХ века — период расцвета советского декоративно-прикладного и народного искусства. И расписные деревянные сундуки, шкатулки, тарелки, представленные на выставке, — результат дружбы сотрудников музея с мастерами народного художественного промысла.

В 1989–1990 годах музей-заповедник устроил для художников конкурс. Задание было простым: изобразить архитектуру «Царицына», праздники и народные гуляния, проходившие там, в традиционном стиле городецкой росписи. Мастера выполнили более 50 работ, но только лучшие отобрали в коллекцию музея. В представленных предметах нашли отражение парковые беседки, пруды, Большой дворец, гуляния, чаепития, тройки лошадей.

«Одна из самых любопытных, на мой взгляд, вещиц — сундучок “Гулянье в Царицыне” Лидии Кубаткиной. Художница изобразила веселящихся людей на фоне Малого дворца, — рассказала Ольга Докучаева. — Остальные представленные предметы расписаны в теплых золотых тонах, а здесь мастерица выбрала бирюзовую гамму. Получилось очень эффектно».

Подобные творческие конкурсы были одним из способов пополнить коллекцию в период комплектования предметов народного искусства.

Фигурный мост и другие виды

По словам Ольги Докучаевой, в музее-заповеднике «Царицыно» хранится одна из лучших коллекций авторского гобелена второй половины ХХ века. Видное место в ней занимают работы Марины Нечепорук и Ирины Колесниковой, выполненные в формате мини-гобелена. В конце 1990-х они создали для музея целую серию изображений с образами «Царицына», каким оно было в XIX веке и потом до реставрации.

Мини-гобелен Марины Нечепорук «Глядя сквозь» (1999) — рассуждение на тему времени, хода истории. Художница использовала элементы часового механизма, разместив на фоне пейзажа фигурки посетителей «Царицына» из прошлого: мы видим даму с кавалером, карету, всадника. «Это такая элегическая, ностальгическая тема уходящего руинированного “Царицына”», — подчеркивает куратор.

В середине 2000-х Марина Нечепорук создала два гобелена с изображением Фигурного и Большого мостов — специально для Хлебного дома. Тогда как раз заканчивалась его реставрация, и у музейных работников возникла потребность в оформлении помещений, предназначенных для проведения мероприятий. Художница сделала по-настоящему оригинальные вещи: плотную фактуру гобелена она совместила с ажурным плетением.

Выставку можно посетить до 26 мая 2024 года.

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies