Гид по Московскому международному кинофестивалю: 10 фильмов, которые нужно увидеть

17 апреля 2019
Культура

Главный ежегодный киносмотр Москвы пройдет с 18 по 25 апреля. Изучаем программу и находим самые интересные показы.

41-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), как и в прошлом году, снова открывается в апреле. Жюри основного конкурса под председательством южнокорейского мастера Ким Кидука предстоит выбрать лучшую из 13 картин. Три из них сняты российскими режиссерами: в конкурс игрового кино вошли «Воскресенье» Екатерины Тирдатовой, «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой и «Эпидемия. Вонгозеро» Павла Костомарова.

Число внеконкурсных программ в этом году обогатилось двумя новыми. «Третий возраст» — программа фильмов, главные герои которых старше 70 лет. Программа «Первая серия» впервые в истории ММКФ представит новые сериалы.

Спецпрограмма «ХХ век венгерского кино» познакомит с шестью ключевыми картинами, созданными в Венгрии с 1914 по 1989 год. Среди них — «Пора мечтаний» Иштвана Сабо. Живой классик приедет в Москву представить свою картину. А в программу «Специальные показы», посвященную советскому периоду истории России, вошла российская премьера восстановленной «Годовщины революции» Дзиги Вертова, снятой в 1918 году и долгое время считавшейся утраченной.

В материале mos.ru — фильмы из разных программ, показы которых не стоит пропускать. Полное расписание — на сайте фестиваля

«Годовщина революции», режиссер Дзига Вертов (СССР, 1918)

Одно из самых важных событий 41-го ММКФ — российская премьера восстановленного фильма «Годовщина революции», с которого началась кинокарьера Дзиги Вертова. Дебютную картину главного революционера отечественного и мирового кинематографа, смонтированную из кинохроник 1917 года, в ноябре 1918-го показывали по всей стране. «Годовщина революции» стала рекордсменом по количеству копий: если в среднем каждый новый фильм тогда печатался на пленке в трех — пяти экземплярах, то фильм Вертова отпечатали 40 раз. Но, несмотря на это, уже в середине 1920-х все копии исчезли из оборота: в фильме было много эпизодов с Львом Троцким, к тому времени впавшим в немилость партийного руководства.

«Годовщина революции» долгое время считалась утраченной, и лишь в 2018 году киновед Николай Изволов представил ее восстановленную версию. Мировая премьера состоялась на Международном фестивале документальных фильмов в Амстердаме, на Московском фестивале первую ленту Вертова впервые увидят российские зрители.

Программа: «Специальные показы» 

Когда и где смотреть: 23 апреля в 21:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Эпидемия. Вонгозеро», режиссер Павел Костомаров (Россия, 2019)

Павел Костомаров, начинавший оператором в картинах Алексея Учителя, Бориса Хлебникова и Павла Лунгина, больше известен как режиссер-документалист. В 2010 году он получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале за свой фильм «Как я провел этим летом». Дебют Костомарова в игровом кино состоялся в 2017-м: он снял телесериалы «Чернобыль 2. Зона отчуждения» и «Закон каменных джунглей».

В конкурсную программу игровых фильмов ММКФ вошла его новая работа — «Эпидемия. Вонгозеро», экранизация одноименного бестселлера Яны Вагнер. Место действия — Москва и Московская область, время — наши дни. Главный герой Сергей мчит в столицу, где происходит что-то ужасное: людей выкашивает неизвестный вирус, перед которым бессильна медицина. В зоне заражения оказываются бывшая жена Сергея и их сын. Главный роли исполнили Кирилл Кяро, Виктория Исакова и Марьяна Спивак.

Программа: «Конкурс» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 18:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Я была дома, но…», режиссер Ангела Шанелек (Германия, 2019)

Астрид, уставшая одинокая мать двоих детей, в полной растерянности. Ее сын-подросток неделю не был дома, а потом вернулся — совершенно чужой. В лесу, где мальчик провел это время, он поранился, и вот мать везет его в больницу с заражением крови. Почему он пропал? Связано ли это с уходом отца из семьи? Мать не понимает, а трудный ребенок не дает никаких объяснений. Доведенная до предела Астрид вдруг начинает замечать фальшь — и в жизни, и в искусстве. В ярости она набрасывается на знакомого режиссера, в спектаклях которого вместе со здоровыми актерами на сцене появляются умирающие люди: слишком искусственно выглядит игра на фоне правды жизни.

Ангела Шанелек — одна из главных деятелей Берлинской школы, некоммерческой волны, сформировавшейся в немецком кинематографе в конце девяностых. Как и все «берлинцы», Шанелек рассматривает частную историю маленького человека на фоне больших событий и явлений. Ее фильмы «Остановки в городах» (1998) и «Марсель» (2004) демонстрировались в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Фильм «Я была дома, но…» в этом году получил «Серебряного медведя» на Берлинском кинофестивале. Это первый фильм режиссера, вошедший в конкурс Берлинале.

Программа: «Эйфория наваждений» 

Когда и где смотреть: 19 апреля в 21:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 22 апреля в 21:00, кинотеатр «Иллюзион» (Котельническая набережная, дом 1/15)

«Моя пенсия, моя жизнь», режиссер Такэо Кикути (Япония, 2018) 

Одно из самых интересных фестивальных нововведений этого года — появление спецпрограммы «Третий возраст», в которую входят картины о людях старше 70 лет. Большая часть фильмов программы сняты в Японии — японские режиссеры не любят расставаться со своими актерами и продолжают делать для них картины и после их выхода на пенсию. Впрочем, иногда японские актеры получают роли пенсионеров в молодости: например, Тисю Рю, любимый актер Ясудзиро Одзу, снявшийся в роли почтенных отцов семейств более чем в 50 картинах мастера, начал играть 70-летних со своих 40.

Мититаро, главный герой картины «Моя пенсия, моя жизнь», чем-то похож на большинство героев Рю в фильмах Одзу. С одной лишь разницей: он верит, что жизнь его еще не прошла. Последние 18 лет после смерти жены он живет в доме взрослой дочери Юмико. Выйдя на пенсию, он обретает в лице дочери друга, находит необременительный фриланс и, самое главное, записывается в кружок художественной гимнастики. Новое хобби полностью меняет его жизнь.

Программа: «Третий возраст» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 13:30 и 23 апреля в 16:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24) 

«Бог существует, и его зовут Петруния», режиссер Теона Стругар-Митевска (Македония, 2019) 

В одном маленьком македонском городке каждый год начинается с религиозно-спортивного соревнования: в реку бросают крест — и все мужчины бросаются вслед за ним. Кто схватит первым, тот и победил. Однажды в разгар мужской борьбы в ледяной воде в реку падает Петруния — тридцатилетняя неудачница с печальным лицом. И ей неожиданно впервые в жизни везет: крест оказывается у нее в руках. В городе назревает скандал: где это видано, чтобы женщина лезла в мужские дела. Но Петруния своего отдавать не собирается.

Фильм о противостоянии сильной женщины патриархальному обществу снят режиссером-женщиной. Теона Стругар-Митевска дебютировала в полном метре в 2004 году, и ее фильм «Как я убила святого» получил главный приз в Роттердаме.

Программа: «Эйфория наваждений» 

Когда и где смотреть: 23 апреля в 22:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Нон-фикшен», режиссер Оливье Ассаяс (Франция, 2019) 

Ален и Селена (Гийом Кане и Жюльетт Бинош) кажутся блестящей супружеской парой. Он успешный издатель, она известная театральная актриса. За ужином Ален жалуется Селене на рабочую проблему: он не знает, как поступить с новой рукописью. Один из ведущих авторов его издательства разродился сомнительным автобиографическим романом, основанным на его связи с одной актрисой. Обычно его книги становятся бестселлерами, но тут профессиональное чутье подсказывает Алену, что эти мемуары никому не будут интересны. Селена молча улыбается: она-то знает, что все события описаны правдиво и талантливо. Впрочем, и у Алена есть свои тайны.

«Нон-фикшен» — первая комедия французского режиссера Оливье Ассаяса («Зильс-Мария», «Что-то в воздухе», «Персональный покупатель»). Премьера состоялась в прошлом году на Венецианском кинофестивале. Фильм был номинирован на главный приз, но уступил «Роме» Альфонсо Куарона.

Программа: «8½ фильмов» 

Когда и где смотреть: 21 апреля в 18:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Пора мечтаний», режиссер Иштван Сабо (Венгрия, 1964) 

«Пора мечтаний», вдохновленная французской новой волной, — драма из жизни молодых венгров после революции 1956-го. Антикоммунистическое восстание было подавлено советскими войсками, и многие оппозиционно настроенные молодые люди бежали из страны. Главные герои, юноша-инженер и девушка-юрист, сознательно оставшиеся на родине, сближаются на почве общих взглядов. Они смело смотрят в будущее, строят планы. Внезапная смерть общего друга заставляет их снять розовые очки и задуматься о смысле жизни.

Живой классик венгерского кино Иштван Сабо приедет в Москву представить один из своих главных фильмов. Отличный повод пересмотреть или впервые увидеть картину.

Программа: «ХХ век венгерского кино» 

Когда и где смотреть: 19 апреля в 18:30, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 21 апреля в 18:30, Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус (Лаврушинский переулок, дом 12)

«Последняя любовь Казановы», режиссер Бенуа Жако (Франция, 2019) 

Новая историческая драма Бенуа Жако («Прощай, моя королева», «Маркиз де Сад») — опять пудреные парики, кринолины, куртуазные разговоры и философия в будуаре. В российский прокат «Последняя любовь Казановы» выйдет только в конце июня, так что нетерпеливые зрители могут ознакомиться с ним на ММКФ.

Легендарный покоритель женщин Джакомо Казанова после очередного любовного скандала бежит в Лондон. Здесь его подстерегает самое сильное искушение в жизни — юная куртизанка Марианна де Шарпийон. Падать в объятия порочного венецианца она не спешит и все сильнее разжигает огонь его страсти. Благосклонность она обещает лишь тогда, когда перестанет интересовать Казанову.

В роли роковой соблазнительницы, действительно ставшей последней любовью Джакомо Казановы, Стейси Мартин, сыгравшая главную героиню в первой части «Нимфоманки» Ларса фон Триера.

Программа: «Мастера»

Где и когда смотреть: 19 апреля 18:00, Центр документального кино (Зубовский бульвар, дом 2), 22 апреля в 19:00, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Кожа», режиссер Гай Наттив (США, 2018)

Короткометражный фильм «Кожа», получивший в этом году премию «Оскар» в соответствующей номинации, вошел в программу короткометражного кино ММКФ. В 20 минут режиссер Гай Наттив (он же — один из сценаристов) укладывает поучительную историю о том, до чего могут довести расовые предрассудки и вражда.

Главный герой фильма Джеффри принадлежит к неонацистской группировке, ненавидит афроамериканцев и в соответствующем духе воспитывает сына Троя. Однажды перед пикником семья Джеффри заезжает в продуктовый магазин. На кассе малыш Трой встречается глазами с афроамериканцем, и они улыбаются друг другу. С этой улыбки начинается самое страшное.

Пять документальных лент программы показывают блоком. Вместе с «Кожей» можно посмотреть «Дикаря» Жереми Конта, «Женщину в кабинке» Джоша Боулса, «Лето электрического льва» Диего Сеспедеса и «Рождественский подарок» Богдана Мурешану.

Программа: «Образы реальности» 

Где и когда смотреть: 20 апреля в 16:30 и 25 апреля в 18:45, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24)

«Полночный бегун», режиссер Ханс Баумгартнер (Швейцария, 2018) 

Йонас — известный спортсмен. Днем он готовится к олимпийскому марафону, а по вечерам работает поваром. В ближайших планах — съехаться с невестой и зажить взрослой жизнью. Неожиданный провал на спортивном соревновании сбивает его с ног — Йонас начинает вспоминать детские травмы, недавнее самоубийство брата и ощущение гнева, преодолевать который ему всегда помогал спорт. И вдруг резьбу срывает: Йонас становится убийцей.

В основе фильма «Полночный бегун» — реальная история известного швейцарского спортсмена, шеф-повара и преступника Миши Эбнера. В конце 1970-х двухлетнего Мишу и его брата нашли на улице и передали в приемную семью. У Миши были серьезные проблемы: он не умел ходить до четырех лет. Преодолеть стресс помог спорт, и он вырос дружелюбным и спокойным, добился серьезных спортивных успехов. А в 2002 году его арестовали за вооруженное нападение на двух женщин. Эбнер признался в убийстве женщины и еще в 29 нападениях.

Чтобы не ранить никого из ныне живущих фигурантов дела Эбнера, Ханс Баумгартнер перенес действие в наши дни и изменил некоторые другие детали. «Полночный бегун» — дебют режиссера в полнометражном кино. Премьера картины состоялась на международном кинофестивале в Локарно в 2018 году.

Программа: «Спектр» 

Где и когда смотреть: 19 апреля в 20:30, кинотеатр «Октябрь» (Новый Арбат, дом 24), 20 апреля в 14:30, кинотеатр «Юность» (улица Маршала Рыбалко, дом 1/4)

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Подвиг армии» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies