Где искать остров Тарабаров. Идем на выставку в Музее русского лубка и наивного искусства

3 декабря 2023
Культура

В экспозиции «Дача» Галереи Ильи Глазунова (Союзный проспект, дом 15 а) проходит выставка, на которой зрителей знакомят с картинами известных художников-наивистов. О том, чем они вдохновлялись и чем отличаются их работы, — в материале mos.ru.

«Остров Тарабаров»

Параллельно с выставкой «Остров Тарабаров» проходит еще одна — «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина» (Малый Головин переулок, дом 10, строение 1). Эти две экспозиции тесно связаны: собрание Сергея Тарабарова, горячего поклонника наивного искусства, и его жены Евгении Черепниной, а также собрание Ксении Богемской и ее сына Алексея Турчина некогда составляли одну коллекцию.

В 1990-е в России работала галерея «Дар» на базе Центра современного искусства на Якиманке, которую Сергей Тарабаров возглавлял в качестве директора. Она стала первой частной художественной галереей, где выставляли свои картины представители наивного искусства. Ксения Богемская, известный эксперт по наиву, проработала в галерее до 1994 года, а потом стала заместителем директора в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В тот период коллекция и разделилась.

В 2003 году Сергей Тарабаров с женой создали общественный фонд наивного искусства «Остров Тарабаров» — в его честь и назвали выставку.

«Мы предлагаем посетителям представить себя в образе галериста конца XX века, погруженного в еще не такое известное художественное явление, — рассказывает Александр Кленчев, заведующий сектором культурно-просветительской деятельности отдела “Музей русского лубка и наивного искусства” Галереи Ильи Глазунова. — Гости смогут понять, чем были (и остаются) привлекательны эти художники, почему их надо продвигать, помогать им развиваться и показывать их».

Александр Суворов

Сергей Тарабаров обратил внимание на наивное искусство во время поездки в Тверскую область, где познакомился с творчеством Александра Суворова. Картины этого художника и стали первыми в коллекции Тарабарова.

Суворов родился в деревне Поярково Калязинского района (Тверская область). Подростком обучался мастерству сапожника, а потом пошел работать в колхоз. В 1930-х устроился на железную дорогу — там трудился сцепщиком, стрелочником, кондуктором. Тем не менее излюбленной темой в его творчестве стала именно сельская жизнь.

«Суворов — классический художник-наивист, который всю жизнь прожил в сельской местности. На его полотнах мы видим идиллическую деревню, спокойный пейзаж, лошадей. Это, скорее всего, воспоминания, то, что с ним было в юности», — отмечает Александр Кленчев.

Герои его картин живут тихо и мирно, неспешно занимаются своими делами: ходят в церковь, гуляют по деревне. Некоторые из этих работ можно увидеть на выставке. Они помещены в разукрашенные рамы, напоминающие наличники избы, — их Суворов вырезал из дерева сам.

Михаил Ржанников, Алевтина Пыжова, Василий Григорьев

Михаила Ржанникова уже можно назвать признанным классиком наивного искусства. Заниматься творчеством он начал достаточно поздно, в 50 лет. История довольно забавная: перед тем как создать первую картину, он поспорил с женой, что сможет на обычной простыне нарисовать пейзаж акварельными красками. Едва прикоснувшись к кисти, он понял: вот оно, настоящее призвание.

В 1980 году прошла его первая областная выставка — картины в основном были посвящены природе Урала, откуда он родом. Еще он любил писать натюрморты, при этом принципиально показывал то, что росло в его собственном саду, например морковь, огурцы, крыжовник, клубнику.

«И здесь мы можем провести параллель с другим классиком наивного искусства Алевтиной Пыжовой, которая, наоборот, всю жизнь прожила в Москве. Два натюрморта, но совершенно разные предметы. У Пыжовой — городской, “магазинный” стол: торт, селедка», — поясняет Александр Кленчев.

После школы Алевтина Пыжова хотела поступить в художественное училище, но не смогла — из-за врожденной слепоты левого глаза. Но это не помешало ей заниматься творчеством в свободное от работы время (в разные годы она трудилась секретарем, администратором в кинотеатрах). Полностью посвятить себя рисованию художница смогла только после выхода на пенсию в 1991 году. Через восемь лет ее талант заметила Ксения Богемская, и художественная карьера Пыжовой пошла в гору — ее стали приглашать участвовать в выставках.

«Столовую» тему продолжает творчество Василия Григорьева. Те, кто уже познакомился с выставкой «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина», которая проходит в Малом Головине переулке, могли обратить внимание на его «Чаепитие»: муж и жена сидят за самоваром, за окном — идиллический пейзаж с церковью, сиренью и деревенскими домиками, на полу — белый кот.

На выставке на Союзном проспекте можно увидеть практически аналогичную картину и сравнить их. Автор изменил кое-какие детали, которые тем не менее заметны — попробуйте сами найти отличия. Подсказка: сперва обратите внимание на кота и лужайку за окном.

Зачем Григорьеву понадобилось рисовать похожие вещи, объясняется просто: многие наивисты, найдя какой-то особенно удачный сюжет, любили потом тиражировать его, незначительно видоизменяя. Если говорить именно о Василии Григорьеве, то повторяемость его сюжетов связана также с тем, что он довольно долгое время рисовал принты для ковриков-клеенок, популярных в середине прошлого века.

Владимир Аносов

Еще один яркий представитель отечественного наивного искусства — Владимир Аносов. Он родился в 1953 году на Алтае, после школы выучился на машиниста-экскаваторщика, долгое время работал водителем троллейбуса — уже живя в Москве. Свою работу Аносов нежно любил и поэтому позже, когда начал рисовать, не смог обойти стороной транспортную тему.

«В постоянной экспозиции в Малом Головине есть картина “Ангел и водители — перегонщики троллейбусов”, напоминающая, что водитель довольно-таки рисковая профессия. Они там изображены в резиновых перчатках и сапогах, как нужно по технике безопасности, но на всякий случай их бережет ангел. Такое вот представление у художников наивного искусства — реальность и сказка у них совмещены», — рассказал куратор выставки Александр Кленчев.

Главным героем картины «По СССР», представленной на выставке на Союзном проспекте, стал паровоз в окружении фантасмагоричных круглых облаков и огромных мухоморов. Художник использовал еще и текстовое сопровождение, отдавая дань лубочной традиции.

Выставка «Остров Тарабаров» будет работать до 25 декабря.

Источник: mos.ru

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies