Где искать остров Тарабаров. Идем на выставку в Музее русского лубка и наивного искусства

3 декабря 2023
Культура

В экспозиции «Дача» Галереи Ильи Глазунова (Союзный проспект, дом 15 а) проходит выставка, на которой зрителей знакомят с картинами известных художников-наивистов. О том, чем они вдохновлялись и чем отличаются их работы, — в материале mos.ru.

«Остров Тарабаров»

Параллельно с выставкой «Остров Тарабаров» проходит еще одна — «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина» (Малый Головин переулок, дом 10, строение 1). Эти две экспозиции тесно связаны: собрание Сергея Тарабарова, горячего поклонника наивного искусства, и его жены Евгении Черепниной, а также собрание Ксении Богемской и ее сына Алексея Турчина некогда составляли одну коллекцию.

В 1990-е в России работала галерея «Дар» на базе Центра современного искусства на Якиманке, которую Сергей Тарабаров возглавлял в качестве директора. Она стала первой частной художественной галереей, где выставляли свои картины представители наивного искусства. Ксения Богемская, известный эксперт по наиву, проработала в галерее до 1994 года, а потом стала заместителем директора в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В тот период коллекция и разделилась.

В 2003 году Сергей Тарабаров с женой создали общественный фонд наивного искусства «Остров Тарабаров» — в его честь и назвали выставку.

«Мы предлагаем посетителям представить себя в образе галериста конца XX века, погруженного в еще не такое известное художественное явление, — рассказывает Александр Кленчев, заведующий сектором культурно-просветительской деятельности отдела “Музей русского лубка и наивного искусства” Галереи Ильи Глазунова. — Гости смогут понять, чем были (и остаются) привлекательны эти художники, почему их надо продвигать, помогать им развиваться и показывать их».

Александр Суворов

Сергей Тарабаров обратил внимание на наивное искусство во время поездки в Тверскую область, где познакомился с творчеством Александра Суворова. Картины этого художника и стали первыми в коллекции Тарабарова.

Суворов родился в деревне Поярково Калязинского района (Тверская область). Подростком обучался мастерству сапожника, а потом пошел работать в колхоз. В 1930-х устроился на железную дорогу — там трудился сцепщиком, стрелочником, кондуктором. Тем не менее излюбленной темой в его творчестве стала именно сельская жизнь.

«Суворов — классический художник-наивист, который всю жизнь прожил в сельской местности. На его полотнах мы видим идиллическую деревню, спокойный пейзаж, лошадей. Это, скорее всего, воспоминания, то, что с ним было в юности», — отмечает Александр Кленчев.

Герои его картин живут тихо и мирно, неспешно занимаются своими делами: ходят в церковь, гуляют по деревне. Некоторые из этих работ можно увидеть на выставке. Они помещены в разукрашенные рамы, напоминающие наличники избы, — их Суворов вырезал из дерева сам.

Михаил Ржанников, Алевтина Пыжова, Василий Григорьев

Михаила Ржанникова уже можно назвать признанным классиком наивного искусства. Заниматься творчеством он начал достаточно поздно, в 50 лет. История довольно забавная: перед тем как создать первую картину, он поспорил с женой, что сможет на обычной простыне нарисовать пейзаж акварельными красками. Едва прикоснувшись к кисти, он понял: вот оно, настоящее призвание.

В 1980 году прошла его первая областная выставка — картины в основном были посвящены природе Урала, откуда он родом. Еще он любил писать натюрморты, при этом принципиально показывал то, что росло в его собственном саду, например морковь, огурцы, крыжовник, клубнику.

«И здесь мы можем провести параллель с другим классиком наивного искусства Алевтиной Пыжовой, которая, наоборот, всю жизнь прожила в Москве. Два натюрморта, но совершенно разные предметы. У Пыжовой — городской, “магазинный” стол: торт, селедка», — поясняет Александр Кленчев.

После школы Алевтина Пыжова хотела поступить в художественное училище, но не смогла — из-за врожденной слепоты левого глаза. Но это не помешало ей заниматься творчеством в свободное от работы время (в разные годы она трудилась секретарем, администратором в кинотеатрах). Полностью посвятить себя рисованию художница смогла только после выхода на пенсию в 1991 году. Через восемь лет ее талант заметила Ксения Богемская, и художественная карьера Пыжовой пошла в гору — ее стали приглашать участвовать в выставках.

«Столовую» тему продолжает творчество Василия Григорьева. Те, кто уже познакомился с выставкой «Русский наив из собрания К.Г. Богемской и А.В. Турчина», которая проходит в Малом Головине переулке, могли обратить внимание на его «Чаепитие»: муж и жена сидят за самоваром, за окном — идиллический пейзаж с церковью, сиренью и деревенскими домиками, на полу — белый кот.

На выставке на Союзном проспекте можно увидеть практически аналогичную картину и сравнить их. Автор изменил кое-какие детали, которые тем не менее заметны — попробуйте сами найти отличия. Подсказка: сперва обратите внимание на кота и лужайку за окном.

Зачем Григорьеву понадобилось рисовать похожие вещи, объясняется просто: многие наивисты, найдя какой-то особенно удачный сюжет, любили потом тиражировать его, незначительно видоизменяя. Если говорить именно о Василии Григорьеве, то повторяемость его сюжетов связана также с тем, что он довольно долгое время рисовал принты для ковриков-клеенок, популярных в середине прошлого века.

Владимир Аносов

Еще один яркий представитель отечественного наивного искусства — Владимир Аносов. Он родился в 1953 году на Алтае, после школы выучился на машиниста-экскаваторщика, долгое время работал водителем троллейбуса — уже живя в Москве. Свою работу Аносов нежно любил и поэтому позже, когда начал рисовать, не смог обойти стороной транспортную тему.

«В постоянной экспозиции в Малом Головине есть картина “Ангел и водители — перегонщики троллейбусов”, напоминающая, что водитель довольно-таки рисковая профессия. Они там изображены в резиновых перчатках и сапогах, как нужно по технике безопасности, но на всякий случай их бережет ангел. Такое вот представление у художников наивного искусства — реальность и сказка у них совмещены», — рассказал куратор выставки Александр Кленчев.

Главным героем картины «По СССР», представленной на выставке на Союзном проспекте, стал паровоз в окружении фантасмагоричных круглых облаков и огромных мухоморов. Художник использовал еще и текстовое сопровождение, отдавая дань лубочной традиции.

Выставка «Остров Тарабаров» будет работать до 25 декабря.

Источник: mos.ru

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Во имя промысла. Художественные промыслы России. Имена XX века» во Всероссийском музее декоративного искусства

26 октября 202320 октября 2024

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies