Реставраторы восстановили белокаменную облицовку фасада павильона № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье») на ВДНХ. Специалисты работали по архивным чертежам и фотографиям 1951–1954 годов, чтобы воссоздать исторический облик объекта культурного наследия федерального значения.
«Здание было возведено на территории выставки почти 70 лет назад. Основными темами в оформлении главного фасада и интерьеров стали героика разгрома немецко-фашистских войск в годы Великой Отечественной войны, а также освоение реки Волги и возрождение народного хозяйства в этом регионе. Но многая часть декора была демонтирована в 1959 году, когда павильон переименовали в “Радиоэлектронику и связь”, а здание закрыли фальшфасадом из металлических пластин. Белокаменная облицовка фасада была утрачена более чем на 70 процентов. То, что сохранилось, было повреждено, наблюдались сколы, выбоины и трещины. Кроме того, камень разрушался из-за мхов, лишайников и плесени», — рассказал куратор проекта реставрации павильона Департамента капитального ремонта города Москвы Игорь Пурынов.
Во время реставрации специалисты расчистили сохранившийся белый камень, укрепили его и восполнили утраты. В частности, использовали метод прямого наращивания минеральным вяжущим веществом. Для этого порошкообразный материал смешали с водой и наполнителем, чтобы получить пластичную массу. Впоследствии она превращается в искусственный камень. Также были вставлены цельные фрагменты из белого камня. Затем специалисты провели биоцидную обработку, докомпоновали сохранившиеся блоки и смонтировали утраченные, а также затерли швы.
«Образцы камня для восстановления фасада привозили из разных уголков, прежде всего искали по странам, которые входили в состав СССР. В итоге был согласован камень Храповицкого месторождения Владимирской области, который максимально повторяет исторический по цвету и текстуре. Новые блоки камня подготавливались на камнеобрабатывающем предприятии. Это трудоемкий процесс и требует серьезного промышленного оборудования, некоторые элементы подрезались на месте», — добавил Игорь Пурынов.
По завершении всех работ фасад украсит архитектурно-художественная подсветка. Она будет иметь два режима: праздничный и повседневный. По всему периметру здания установят 65 светильников, вмонтированных в отмостку. В верхней части главного фасада смонтируют 109 небольших прожекторов — они будут подсвечивать центральную скульптуру и фигуры на устоях. На здании также разместят светодиодные ленты: на колоннах для подсветки барельефов, на устоях горельефов и под окнами для подсветки лепного декора. В чашах фонтанов-каскадов они будут водонепроницаемыми.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России