Фасад дома под ангелами в центре Москвы отремонтируют

2 мая 2021
Строительство и реконструкция

В центре Москвы в 2021 году отремонтируют фасад исторического здания по адресу: улица Солянка, дом 1/2, строение 1. Работы по восстановлению фасадов жилых домов из списка объектов культурного наследия ведутся в рамках масштабной региональной программы капитального ремонта

Дома-памятники находятся на особом контроле у Фонда капитального ремонта. На таких объектах приводят в порядок фасады и фундамент, подвалы и крыши, также меняют инженерные коммуникации и полы в подъездах. Однако кропотливость работ не всегда означает, что ремонт будет длиться дольше, чем в обычной многоэтажке: например, замена труб и коммуникаций занимает одинаковое время.

Тем не менее архитектурные особенности домов-памятников требуют внимательного подхода. В первую очередь это касается обновления исторического фасада, особенно обильно украшенного декором. Такие работы обычно не затрагивают жилые помещения и не доставляют больших неудобств жильцам.

Несмотря на большой по меркам своего времени размер, шестиэтажный доходный дом на Солянке органично вписан в историческую московскую застройку. Однако яркая история выделяет его на фоне других строений.

От Соляного двора до доходного дома

В XVII веке место жилого дома занимал Соляной двор, обнесенный стеной. Каменный периметр стягивал здания в замкнутое каре и оставлял единственный проход через парадные ворота — для людей и телег. Кроме того, под всеми домами Соляного двора тянулись огромные подвалы, которые выполняли роль складов.

В XX веке двор выкупило Московское купеческое общество. Его штатные архитекторы — Владимир Шервуд, Иван Герман и Алексей Сергеев — разработали проект развития этого места. Так здание на Солянке стало частью инвестиционного проекта Московского купеческого общества по строительству доходных домов.

В результате Соляной двор со всеми постройками снесли, чтобы возвести архитектурный ансамбль шестиэтажных доходных домов в неоклассическом стиле. Старые хранилища по задумке архитекторов оптимизировали: расширили и разрыли до глубины второго уровня. Таким образом, удобнее стал подвоз и хранение товаров, улучшилась система вентиляции, расширились проезды для гужевого транспорта и уже появившихся автомобилей, а естественное освещение экономило электричество. Просторные помещения с большими витринными окнами на первом этаже предназначались для магазинов, а выше размещались доходные жилые квартиры.

Клад и кино

Комплекс доходных домов на Солянке строили в два этапа: первый закончили в 1912 году, а полностью завершили композицию в 1915-м. При строительстве второй очереди в 1913 году во дворе откопали клад времен Ивана Грозного — глиняный горшок с серебряными монетами рубежа XVI–XVII веков. Всего 5,66 килограмма серебра, что в переводе на деньги того времени составляло примерно девять тысяч копеек. Сейчас сложно понять бытовую ценность клада, но вот некоторые ориентиры: пуд ржи стоил пять копеек, топор — семь копеек, а лошадь или корова при Иване Грозном стоила 100 копеек. Таким образом, обладатель средств мог купить себе целое стадо — 90 коров.

Что касается комплекса домов, то он представлял собой строгий архитектурный ансамбль с удобными внутренними проездами между корпусами, разветвленной сетью дворов-колодцев в домах вдоль Солянки (строения 1 и 2) и сдержанно стилизованными фасадами в ордерных формах неоклассики. Фасад дальнего корпуса, обращенного к Солянке, украсили лепниной в виде летящих навстречу друг другу фигур Славы с веночками, отчего прижилось название «дом под ангелами», но нередко звучат и другие: «соляной дом» или «серый дом на Солянке».

После революции дома перешли в ведение Наркомата путей сообщения, но назначение зданий решили не менять — комплекс остается жилым до сих пор.

Выразительная архитектура «соляного дома» нередко очаровывала кинематографистов. Дом становился молчаливым эпизодическим героем и местом действия в нескольких художественных фильмах. Подвалы дома на Солянке оказались неотличимы от инопланетной архитектуры гибнущей цивилизации Десса из культовой советской кинофантастики «Через тернии к звездам», известный эпизод с пулеметом в фильме «Брат-2» тоже снимался здесь.

 

Тонкости капитального ремонта

Регулярный ремонт — лучший способ сохранения исторического здания. Как правило, капитальный ремонт необходим домам старше 25 лет, потому почти все московские дома попадают в региональную программу. Среди исключений дома, предназначенные для сноса, реконструкции, включенные в программу реновации, а также те, где меньше трех квартир.

Сроки и виды работ устанавливаются специальным документом. Так, план на 2021–2023 годы включает 4437 домов общей площадью 34,2 миллиона квадратных метров. Эксперты выясняют, где нужно разворачивать работы в первую очередь: оценивают состояние и возраст домов, учитывают сроки эксплуатации лифтов, год постройки, реконструкции и предыдущего капремонта, определяют приоритеты и типы работ, степень износа разных инженерных систем и потребность в обновлении.

Чем больше баллов от экспертов набрал дом, тем ближе он к началу очереди на ремонт. Когда очередь ожидания окончательно формируется, запускается рассылка уведомлений по квартирам. После чего жильцы на общем собрании согласовывают и утверждают сроки и состав работ.

Программа капитального ремонта ориентирована на собственников жилья. Именно они выбирают версию декора, цветовые решения и материалы. Лишь в единственном случае их пожелания не реализуются — если они затрагивают предмет охраны, где описаны неизменяемые элементы конструкций и декора. В доме-памятнике нельзя ставить пластиковые окна или менять исторически присущий пространству цвет, если это зафиксировано в документах.

Ремонт исторического объекта требует тонкого баланса между техническими требованиями к современным зданиям и сохранением уникальности. Для этого специалисты разрабатывают проект, где определяют метод и технологии ремонта. Такие документы проходят государственную экспертизу, а также согласовываются с городским Департаментом культурного наследия — он следит за сохранностью исторического облика дома.

Сам ремонт всегда начинается только после согласия собственников. Пожелания жильцов учитываются и при выборе подрядчиков — обязательно из числа лицензированных Министерством культуры Российской Федерации.

Для объектов культурного наследия нет общей схемы проведения работ — подрядчик всегда использует индивидуальные решения. За сохранностью исторического облика следят на протяжении всего процесса: операционный, промежуточный и приемочный мониторинг выполняют сотрудники строительного контроля, объекты регулярно проверяют специалисты Департамента культурного наследия Москвы. Надзор за ремонтом осуществляет закрепленный за зданием инспектор, а со стороны фонда наблюдает инженер строительного контроля.

«В программе капремонта больше 350 домов-памятников. Их ремонт накладывает особые обязательства, в том числе работу в соответствии с федеральным законом № 73 “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”», — отметил Сергей Краснов, начальник управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта Москвы. 

Все строительно-монтажные работы выполняются в строгом соответствии с действующими строительными стандартами, включая также и городской регламент по соблюдению тишины.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies