Ежи-звездочки, первая подлодка и сбитый дирижабль. Военные истории из московских музеев

23 февраля 2019
Культура

День защитника Отечества — отличный повод посетить московские музеи и обратиться к разным вехам военной истории нашей страны. По просьбе mos.ru агентство «Мосгортур» собрало рассказы о милитаристских экспонатах столичных музеев.

«Часовой» Шервуда

Старейший монумент в парке скульптуры «Музеон», бетонный красноармеец в буденовке, был создан Леонидом Шервудом в 1933 году к выставке, посвященной 15-летию образования Красной армии. Скульптор пластически выразил в этой фигуре тему бдительного стража границ, роль которого в предвоенные годы должен был играть каждый гражданин СССР независимо от пола и возраста. Эта тема звучала не только в живописи и скульптуре (вспомните пограничника с собакой на станции метро «Площадь Революции»), но и в рамках легкого жанра, например в песнях о спорте: «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет».

В отечественном искусстве блеснули два поколения Шервудов. Владимир Осипович оставил после себя здание Исторического музея на Красной площади и памятники «Гренадерам — героям Плевны» и военному хирургу Пирогову. Его сыновья Сергей и Владимир состоялись как архитекторы, а Леонид был востребован как скульптор и до, и после революции. И все же главным шедевром мастера стал «Часовой». Не случайно его изображение в барельефе нанесено на надгробие Шервуда на Литераторских мостках Волковского кладбища в Петербурге.

Закутанный в меховой тулуп боец крепко сжимает винтовку и зорко смотрит вдаль. Это не просто герой своего времени и канон соцреализма в скульптуре — Шервуду удалось создать вневременной образ стража и защитника Отечества.

Фото: Туристическое агентство «Мосгортур»

«Звездочка Гориккера»

Противотанковые ежи — заграждения, которые видны на улицах столицы в военной хронике, — стали визитной карточкой Музея обороны Москвы. С ними связано имя генерал-майора технических войск Красной армии Михаила Львовича Гориккера.

Эти заграждения были изобретены в середине 1930-х в Чехословакии, на линии укреплений на границе с Германией, и в основные европейские языки вошли под названием «чешские ежи». Их делали из металлического профиля, они были довольно массивны. Показать себя им не довелось — из-за Мюнхенского соглашения Гитлер получил чешскую территорию практически без единого выстрела. Гориккер предложил свою версию ежей. Их принципиальным отличием от оригинала был небольшой размер, благодаря которому заграждение могло закатываться под танк и лишать его маневренности. Новинку назвали «звездочкой Гориккера». Впервые эти заграждения были испытаны при обороне Киева в 1941 году.

В Москве для создания «звездочек Гориккера» не пожалели сверхпрочный профиль строившегося Дворца Советов. Только в столице и окрестностях расставили около 37 500 ежей. Врага остановили на подступах городу, и ежам-звездочкам не пришлось вступать в бой. Тем не менее решение Гориккера стало одним из символов героической обороны Москвы.

Фото: Государственный музей обороны Москвы

Подлодка Александровского

Отечественная военная история хранит немало имен изобретателей и конструкторов. Хватает в ней и страниц, посвященных талантам, не ставшим пророками в своем Отечестве. Один из них — художник, фотограф и изобретатель Иван Федорович Александровский. На выставке «Ракетных дел мастера» в Музее космонавтики, открытой до 10 марта, ему посвящен целый раздел.

Александровский учился живописи у самого Карла Брюллова, а фотографией заинтересовался на военной службе — он участвовал в Кавказской и Крымской войнах в качестве штатного армейского художника и топографа. Новое увлечение сделало его состоятельным человеком: придумав в 1852 году стереофотоаппарат, он вскоре стал самым модным фотографом Петербурга, а затем и фотографом Его Императорского Величества. В 1860-е его «заведение фотографических портретов» на Невском проспекте приносило более 30 тысяч рублей годового дохода — сумасшедшие по тем временам деньги.

Однако новоявленного предпринимателя не отпускало армейское прошлое. Еще до Крымской кампании, в 1853 году, он побывал в Англии, был поражен видом грозного английского флота и впервые задумался о возможности создания подводной лодки.

«…убедившись в возможности подобного плавания, я немедленно принялся за составление проекта подводной лодки, причем нашел, что единственной двигательной силой для такого судна может служить только лишь сжатый воздух», — позже вспоминал он.

Фото:  Музей Космонавтики

Пилотный проект подводной лодки был готов и отправлен в Морское министерство в мае 1862 года. Понадобился почти год, чтобы проектом лично заинтересовался Александр II и дело сдвинулось с места. На сборку опытного образца на заводе Карра и Макферсона в Петербурге ушло еще три года. В итоге на воду сошло на тот момент самое большое в мире подводное судно длиной около 33 метров и водоизмещением 335 тонн.

Первое погружение в июне 1866-го оказалось под угрозой срыва, поскольку желающих совершить его вместе с изобретателем не находилось, а одному Александровскому не хватало сил, чтобы задраить люк изнутри. В конце концов составить ему компанию согласился заводской мастер Ватсон. По недосмотру англичанина при всплытии произошел разрыв балластной цистерны. Хотя авария не сильно замедлила работу, некоторые связывают ее с британским следом в этом деле — в связях с английской разведкой подозревали и совладельца завода Марка Макферсона.

В остальном все шло по плану. Подлодка успешно погружалась, всплывала и маневрировала под водой на ограниченном пространстве. Своим посещением ее удостоил сам Александр II, после чего конструктор получил орден Святого Владимира IV степени и чин титулярного советника с годовым жалованием в размере пять тысяч рублей и правом ношения мундира.

За пять последующих лет изобретатель неоднократно усовершенствовал свою лодку. Она выросла на 3,5 метра в длину и получила на носу башенку рулевого для плавания «над горизонтом воды». В июне 1871-го в Финском заливе субмарина установила мировой рекорд погружения на глубину — 24 метра. Экипажа на борту не было, лодку вернули на поверхность с помощью надувных понтонов. На следующий день, вопреки предостережениям Александровского, глубину погружения увеличили до 30 метров. Корпус не выдержал давления, и лодка затонула. Поднять ее удалось только через два года, морское ведомство уже потеряло к ней интерес. Еще несколько лет изобретатель продолжал работу, но все было тщетно. Ставшего ненужным изобретателя, давно забросившего фотографию, уволили со службы. Тяжело переживая неудачи, он начал пить и умер в 77 лет, забытый всеми, в больнице для бедных.

Фото:  Музей Космонавтики

Обшивка сбитого немецкого дирижабля

О первых успехах отечественной противовоздушной обороны напоминает кусок обшивки немецкого дирижабля «Парсифаль» PL-19, сбитого русской артиллерией 21 января 1915 года во время воздушного рейда на город Либаву (теперь — Лиепая) в Латвии, в то время входивший в состав Российской империи. В отражении этой атаки геройски проявили себя сразу несколько защитников города.

К началу Первой мировой Германия была лидером по освоению воздушного пространства в военных целях. Перспективы аэропланов не были очевидны, и немцы делали ставку на дирижабли. Это чудо-оружие, использовавшееся для налетов на города противника с целью деморализации населения, стало прототипом стратегических бомбардировщиков.

В Либаве находился незамерзающий военный порт имени Александра III, который в начале войны был базой немногочисленных подводных лодок Русского императорского флота. Выйдя ночью из Кенигсберга (сейчас — российский Калининград), германский дирижабль сбросил на промышленные объекты города девять бомб. Никто из жителей, к счастью, не пострадал.

Дирижабль поставил дымовую завесу и лег на обратный курс, но один из снарядов береговой батареи поразил его кормовой отсек. В миле от города он приводнился и попытался уйти по воде. Два судна береговой охраны преследовали его около двух часов, прежде чем экипаж был взят в плен после короткой перестрелки, а дирижабль затонул.

Через несколько дней его подняли по частям. Позднее выяснилось, что это был PL-19 — детище пионера немецкого воздухоплавания Августа фон Парсифаля. По его чертежам были сделаны почти три десятка различных дирижаблей, включая два купленных Россией — PL-7 «Гриф» (1910) и PL-14 «Буревестник» (1913).

Посмотреть на редкий сувенир Первой мировой, побывавший и в небе, и на дне Балтики, можно в Музее героев Советского Союза и России на выставке «Когда мы были на войне…», открывшейся 21 февраля.

Фото: Музей Героев Советского Союза и России

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Занятия по итальянскому языку в саду имени Н.Э. Баумана

20 января28 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies