В Музее Николая Островского открылась небольшая, но яркая выставка «Фокстрот vs СССР». Она посвящена танцу, движения которого в 1920-х годах охватили всю Советскую Россию. Правда, ненадолго. О народной любви, породившей большую общественную полемику, рассказала Юлия Тарасенко, сотрудник Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского.
Родиной фокстрота считаются США. Этот парный танец, который часто сравнивают с вальсом, появился в 1910-е годы. После Первой мировой войны фокстрот нашел поклонников в Европе, а уже к 1920-м годам стал по-настоящему массовым.
«Сложно точно сказать, кто привез фокстрот в СССР. Скорее всего, это был хореограф, музыкант и поэт Валентин Парнах, важнейшая личность для нашей культуры. С фокстротом он познакомился во время путешествия по Европе. Валентину Яковлевичу захотелось познакомить советских людей с новым стилем музыки и танца. Это было начало 1920-х, время, когда активно развивалось авангардное искусство, многое перерабатывалось и переосмыслялось», — рассказывает Юлия Тарасенко.
Танец почти сразу тепло приняли и хореографы, и простые граждане. Во многом благодаря легко запоминающимся энергичным движениям. Фокстрот подошел и для массового исполнения, поэтому его очень полюбили в городах, он стал неотъемлемым элементом развлечений.
Фокстрот в Советской России появился во время новой экономической политики (НЭП) — короткого периода возвращения к рыночным отношениям с целью подъема экономики, лежавшей в руинах после 1917 года. НЭП был введен в 1921 году и официально свернут в 1931-м (в действительности — гораздо раньше). Главной фигурой эпохи стал нэпман — частный предприниматель. Энергичный танец, который нравился нэпманам, стал фоном для суматохи этого времени. В 1920-е годы в Москве и Петрограде открылись десятки ночных заведений, где публика могла не только смотреть на выступления профессиональных артистов, но и танцевать.
Впрочем, любили фокстрот не только нэпманы, но и комсомольцы — даже такие строгие, как автор романа «Как закалялась сталь» Николай Островский. Центральное место в экспозиции занимают патефонные пластинки с фокстротными мелодиями из личной коллекции писателя, среди которых «Западный холм», «Монтерей», «Улыбка», «Дайна», «Три маленькие свинки и злой волк». Собственно, эта находка и стала отправной точкой для создания выставки «Фокстрот vs СССР».
«Изучая предметы фонда Николая Островского, его личные вещи, мы обнаружили коллекцию пластинок. Островский невероятно любил музыку, она его окружала всегда. В этой коллекции пластинок мы нашли потрясающие композиции танго, фокстрота, степа — музыки, которая никак не вяжется, на первый взгляд, с образом советского писателя», — рассказывает Юлия Тарасенко.
Фокстрот давал простор для фантазии художников, создававших костюмы для исполнения танца на сцене. На выставке в Музее Николая Островского можно увидеть эскизы костюмов для хореографического номера «Фокстрот», сделанные в 1923 году театральным художником Борисом Эрдманом.
А в таких костюмах танцевали фокстрот любители: женское платье сшито в СССР в 1920-е годы, а мужской жилет (1900–1917) и брюки (1910–1920) — во Франции. Не у всех была возможность купить себе костюм или платье для создания образа — чаще всего приходилось шить одежду самостоятельно, перешивать старое или заказывать в редких ателье и бережно с ней обращаться.
Кроме того, в экспозицию вошли эскизы декораций к кинокомедии Николая Петрова «Сердца и доллары», снятой в 1924 году. Над созданием атмосферы охваченной фокстротом Москвы в этом фильме работал художник Владимир Егоров. В числе картин того времени, в которых также встречается фокстрот, — «Третья Мещанская» Абрама Роома, «Поцелуй Мэри Пикфорд» Сергея Комарова, «Ревность» Артуро Рипштейна и «Круг» Самуэля Маоза. Сцены из этих фильмов вошли в экспозицию.
«Фокстрот танцевали в среде пролетариев, в рабочих кружках, в комсомольской среде, — рассказывает Юлия Тарасенко. — Но в какой-то момент возник вопрос: как же так, мы строители коммунизма, а у нас такой невероятной популярностью пользуется этот западный танец. Пошли разговоры о том, что он слишком откровенный и культивирует буржуазный образ жизни».
Кампания против фокстрота началась в 1923 году параллельно с началом свертывания НЭПа. В 1924 году вышел циркуляр, запрещающий публичное исполнение танца. В прессе стали появляться многочисленные памфлеты, высмеивающие фокстрот и его любителей.
У танца были и защитники. За него выступали Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский, а также Дмитрий Шостакович. Их высказывания в пользу танца, как и язвительные критические статьи, можно прочитать на выставке — они притаились в специальных «пояснительных пластинках» на стенах зала.
«Пока длилась эта полемика, фокстрот никуда не исчезал. На выставке есть афиши начала 1920-х, когда фокстрот плотно вошел в театральную жизнь. После запрета над ним начинают много шутить, а уже в 1937 году происходит обратная ситуация: фокстрот окончательно легализуется», — рассказывает Юлия Тарасенко.
В 1930-х годах политика относительно фокстрота и других «эксцентрических танцев» (шимми, уанстеп, апаш, танго) изменилась — их вновь можно было исполнять на танцплощадках. Важный документ эпохи — репертуарный бюллетень 1937 года, перечисляющий мелодии для фокстрота, которые разрешено воспроизводить, распространять и записывать на пластинки. Интерес к танцу сошел на нет в 1941 году с началом Великой Отечественной войны.
Выставка «Фокстрот vs СССР» в Музее Николая Островского продлится до 22 января 2023 года.