В Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, 18 августа открывается выставка «Как найти грифона». Она посвящена единорогам, грифонам, драконам и другим волшебным существам, а также местам их обитания, символике, внешнему облику и повадкам. Посетить экспозицию можно до 12 ноября.
В экспозиции можно увидеть подлинные предметы XVII-XIX веков: изразцы, книги, открытки, шкатулки и чернильницы. Среди экспонатов гости найдут двух белокаменных львов XVII века из «Коломенского» весом по 590 килограммов каждый, книжные иллюстрации художницы Татьяны Мавриной и уникальный московский изразец XVII века с редкой иконографией китовраса — коронованного получеловека-полульва с пушистым хвостом. Кроме того, на выставке представлен женский волосник 1603 года с изображением единорогов, гипсовый слепок грифона с Дмитриевского собора во Владимире, выполненный Петром Барановским, реставратором и основателем музея-заповедника «Коломенское». Гости также изучат фотографии самых необычных деталей фасадов московских зданий с фантастическими существами, которые сделал для выставки Владислав Ефимов, и карту с адресами этих домов.
Познакомившись с музейными экспонатами, каждый посетитель сможет отличить кентавра от китовраса и отправиться на поиски волшебных созданий на московских зданиях. Экскурсоводы музея подготовили и тематические прогулки по городу, их расписание скоро будет опубликовано на сайте.
Рядом с человеком всегда жили фантастические создания — на фасадах зданий и предметах быта, в геральдике и произведениях искусства. Их отливали из бронзы, вышивали, резали по дереву и камню, создавали в формах для ранних изразцов и рисовали на более поздних печах.
Единороги, кентавры и грифоны с давних времен украшали разные московские здания. Известная геральдическая пара — лев и единорог — еще во времена Ивана Грозного стала эмблемой Московского печатного двора на Никольской улице. В XVII веке изображение этих зверей появилось на его воротах, а в начале XIX века — на фасаде Синодальной типографии, построенной на этом же месте. В XVIII и XIX веках сфинксы и грифоны облюбовали московские усадьбы, а в эпоху модерна — доходные дома. Самое большое количество сказочных животных и птиц появилось на фасадах дома со зверями на Чистопрудном бульваре, построенного в 1908 году. Художник Сергей Вашков, работая над эскизами терракотовых барельефов, вдохновлялся декором домонгольского Дмитриевского собора во Владимире. На рубеже XIX и XX веков древнерусские львы и грифоны потеряли свое символическое значение, превратившись в эффектные элементы декора.
На иконах, образках, гербах, монетах и предметах быта часто изображался всадник Георгий Победоносец, поражающий дракона копьем. Политический плакат начала XX века также поддерживает эту тему: русский витязь сражается с драконом. В качестве враждебного существа предстает Германия периода Первой мировой войны и ее союзники.
Практически исчезнув со стен зданий после Октябрьской революции, фантастические создания и в советское время продолжили существовать на предметах декоративно-прикладного искусства, в книжных иллюстрациях, кино и мультипликации.