Дома-порталы: где в Москве можно почувствовать себя как в Португалии или Швеции

1 августа 2021
Культура

Если во время прогулки по Москве внимательно смотреть по сторонам, можно заметить много интересного. В центре города встречаются дома, очень похожие на известные зарубежные здания или построенные в стиле, характерном для других стран. А фасады некоторых так изобилуют деталями, что перед ними можно стоять подолгу — как перед уникальным экспонатом в музее. Шесть зданий с интересной лепниной и другими рельефными элементами декора — в нашем материале. 

Особняк Арсения Морозова: кружева, ракушки и дракон

Хотите оказаться в Португалии, не покидая Москвы? Внесите в маршрут прогулки Воздвиженку. Один из самых заметных архитектурных объектов на этой улице — причудливый дом беспечного наследника богатого купеческого рода Арсения Морозова. Сегодня он вызывает безусловное восхищение. Сложно поверить, что в конце XIX века, когда особняк был построен, о нем говорили исключительно насмешливо. Общее настроение москвичей выразила мать хозяина дома. По легенде, она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»

Для Москвы того времени эклектичный дом в неомавританском стиле оказался слишком необычным. Его образ Арсений Морозов привез с собой из путешествия по Европе, куда отправился с другом, архитектором Виктором Мазыриным, в поисках вдохновения. В португальском городе Синтре на обоих произвел впечатление знаменитый дворец Пена, построенный в стиле мануэлино.

Этот стиль отражен в оформлении портала главного входа в особняк Морозова и двух башен по бокам от него. Арочный проем обрамляют колонны, похожие на скрученные канаты. Вокруг входной двери — лепнина в виде узлов: в Португалии считается, что они приносят удачу. Над дверью расположен барельеф с изображением дракона — еще один символ благополучия, но уже китайский. 

Башни украшены ажурным карнизом и лепниной в виде ракушек, возможно, заимствованной у Дома с ракушками (Casa de las Conchas). Он расположен в испанском городе Саламанке, где также могли побывать Морозов и Мазырин. А лепнина в виде винограда отсылает снова ко дворцу Пена, который увит лозами (правда, настоящими). 

Вытянутые оконные проемы с полурозами, как в средневековых соборах, отсылают к неоготике, а некоторые из них обрамляют колонны, относящиеся к стилю классицизма. Асимметричная композиция особняка характерна для архитектуры модерна. 

Дом Бройдо: писатели, музы и Аполлон 

Хотите еще эклектики? Отправляйтесь в арбатские переулки — от особняка Морозова можно быстро дойти пешком. Здесь находится один из доходных домов Генриха Бройдо, кандидата коммерческих наук и крупного московского застройщика. Построенный в 1907 году, он считается самой интересной работой архитектора Николая Жерихова. 

Здание имеет два главных фасада в эклектичном стиле — западный (выходит в Плотников переулок) и северный (выходит в Малый Могильцевский переулок). Разность фасадов уравновешивается угловым эркером, который тянется от второго до четвертого, последнего, этажа. Верхняя часть входа в дом украшена двумя каменными маскаронами в античном духе.

На уровне второго этажа дом опоясывает скульптурный фриз с изображением античных муз, древнегреческого бога — покровителя искусств Аполлона и... Александра Пушкина, Льва Толстого и Николая Гоголя в античных одеждах. Имя скульптора, работавшего над фигурами, неизвестно, как и мотив, который двигал заказчиком. Почему русские классики оказались в такой компании, остается загадкой. 

Дом Бурова: ажурный дом-аккордеон

Один из самых известных в столице домов с лепниной находится на Ленинградском проспекте между станциями метро «Белорусская» и «Динамо». Он возведен в 1940 году по чертежам Андрея Бурова и Бориса Блохина методом блочного строительства, однако кое-что роднит его с архитектурой модерна. Бетонные решетки с растительным орнаментом двух видов, выполненные по рисункам художника Владимира Фаворского, напоминают о стиле, господствовавшем на рубеже XIX и ХХ веков. Ажурные решетки, впрочем, выполняют не только декоративную функцию — за ними скрываются кухонные лоджии. 

Фасад здания будто облицован мраморными пилястрами. На самом деле они сделаны из бетона, в который по совету Бурова добавили краситель, отчего получились необычные разводы. Пилястры, декорированные крупными медальонами, разделяют парные группы высоких оконных проемов с французскими балкончиками. Горизонтальные пояса дома украшены узорами в виде листьев. Еще одно название этого шестиэтажного здания — дом-аккордеон: чередование окон и лоджий делает его похожим на музыкальные инструменты, которые тоже обычно украшают ажурными узорами.

Дом со зверями: от совы до жар-птицы

Еще один дом, который можно рассматривать очень долго, находится на Чистопрудном бульваре. Терракотовые барельефы в виде сказочных и вполне реальных представителей флоры и фауны сплетаются в сплошной узор, ковром охватывающий фасад на уровне третьего и четвертого этажей. 

Художник Сергей Вашков, по чьим эскизам они были выполнены, рассказывал, что вдохновение черпал в древнем декоре Дмитриевского собора во Владимире. Эта работа стала его первым опытом в архитектуре. Вашков поселил на фасад дома жар-птиц, сов, грифонов, драконов и других причудливых существ, в которых можно узнать дальних родственников улыбающихся львов и загадочных тигров, уже 10 веков украшающих Дмитриевский собор. 

Официальное название здания, которое много лет называют домом со зверями, — «доходный дом церкви Троицы на Грязех». Он был построен в 1908 году по проекту архитектора Льва Кравицкого и инженера Петра Микини. 

Четырехэтажное здание не дошло до нас в первоначальном виде. В 1945-м архитектор Борис Топаз надстроил два дополнительных этажа. В ходе работ была утрачена ажурная решетка крыши, балконы и шатровая кровля, а также часть барельефов. 

Дом Тарховой: кошки, кактусы и маки 

Налюбовавшись загадочными зверями Вашкова, можно дойти до Покровского бульвара, свернуть в Казарменный переулок и дойти до перекрестка с Подсосенским переулком. Здесь вас ждет одно из самых интересных столичных зданий в стиле северного модерна. В Москве такие дома, характерные для скандинавских стран, — редкость. Особняк построил для себя архитектор Георгий Макаев в 1904 году, но год спустя продал жене губернского секретаря Надежде Тарховой.

Для северного модерна (в Европе он носит название «национальный романтизм») характерны контрастные сочетания искусственных и естественных отделочных материалов, фактур, форм, нестандартное деление на части оконных переплетов и расположение окон. Массивное здание кажется похожим на скалу, для декора характерны мотивы, навеянные скандинавским фольклором и природой. 

Дом Тарховой имеет несколько неофициальных названий — «дом с кошками», «дом с маками», «дом с кактусами», «дом-улитка». Кошек можно рассмотреть на центральном эркере — барельеф, чем-то похожий на кошачьи головы, украшает верхнюю его часть, а длинные тела и лапы спускаются вниз на два этажа. Маков на доме больше не разглядеть — в верхней части дома до 1970-х годов были керамические вставки с изображением красных цветов. Улиткой этот дом сегодня назвать тоже сложно — пары «рожек»-башенок, венчавших раньше эркер, он давно лишился. Зато кактусы на месте: вертикально расположенный барельеф с изображением цветущих суккулентов украшает фасад, выходящий в Подсосенский переулок. Впрочем, многие видят в этих цветах ромашки. 

Особняк Смирнова: цветы и завитки

Гуляя по Тверскому бульвару, замедлите шаг у дома 18. Перед вами — одно из творений Федора Шехтеля. Усадьба XVIII века была реконструирована по проекту архитектора в 1905 году и сегодня представляет собой прекрасный образец модерна. 

Асимметричная конструкция дома, характерная для этого стиля, получилась благодаря решению Шехтеля объединить под одной крышей главное здание усадьбы и прилегающие к нему флигели. В центральной части архитектор расположил три вытянутых витражных окна, над которыми разместил картуш (лепнину в виде свитка) с монограммой владельца — директора торгового дома «П.А. Смирнов в Москве». 

Верхняя часть окон обрамлена керамической плиткой с лепниной в виде причудливых цветов, характерных для работ Шехтеля. Под окнами расположена арка, тоже украшенная цветами, — она ведет во внутренний двор. Также архитектор добавил эркеры и декоративный балкон на втором этаже с характерными для модерна завитками и изогнутыми линиями.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Подвиг народа» в Музее Победы

1 января 202431 декабря 2024

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies