Если во время прогулки по Москве внимательно смотреть по сторонам, можно заметить много интересного. В центре города встречаются дома, очень похожие на известные зарубежные здания или построенные в стиле, характерном для других стран. А фасады некоторых так изобилуют деталями, что перед ними можно стоять подолгу — как перед уникальным экспонатом в музее. Шесть зданий с интересной лепниной и другими рельефными элементами декора — в нашем материале.
Хотите оказаться в Португалии, не покидая Москвы? Внесите в маршрут прогулки Воздвиженку. Один из самых заметных архитектурных объектов на этой улице — причудливый дом беспечного наследника богатого купеческого рода Арсения Морозова. Сегодня он вызывает безусловное восхищение. Сложно поверить, что в конце XIX века, когда особняк был построен, о нем говорили исключительно насмешливо. Общее настроение москвичей выразила мать хозяина дома. По легенде, она сказала сыну: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»
Для Москвы того времени эклектичный дом в неомавританском стиле оказался слишком необычным. Его образ Арсений Морозов привез с собой из путешествия по Европе, куда отправился с другом, архитектором Виктором Мазыриным, в поисках вдохновения. В португальском городе Синтре на обоих произвел впечатление знаменитый дворец Пена, построенный в стиле мануэлино.
Этот стиль отражен в оформлении портала главного входа в особняк Морозова и двух башен по бокам от него. Арочный проем обрамляют колонны, похожие на скрученные канаты. Вокруг входной двери — лепнина в виде узлов: в Португалии считается, что они приносят удачу. Над дверью расположен барельеф с изображением дракона — еще один символ благополучия, но уже китайский.
Башни украшены ажурным карнизом и лепниной в виде ракушек, возможно, заимствованной у Дома с ракушками (Casa de las Conchas). Он расположен в испанском городе Саламанке, где также могли побывать Морозов и Мазырин. А лепнина в виде винограда отсылает снова ко дворцу Пена, который увит лозами (правда, настоящими).
Вытянутые оконные проемы с полурозами, как в средневековых соборах, отсылают к неоготике, а некоторые из них обрамляют колонны, относящиеся к стилю классицизма. Асимметричная композиция особняка характерна для архитектуры модерна.
Хотите еще эклектики? Отправляйтесь в арбатские переулки — от особняка Морозова можно быстро дойти пешком. Здесь находится один из доходных домов Генриха Бройдо, кандидата коммерческих наук и крупного московского застройщика. Построенный в 1907 году, он считается самой интересной работой архитектора Николая Жерихова.
Здание имеет два главных фасада в эклектичном стиле — западный (выходит в Плотников переулок) и северный (выходит в Малый Могильцевский переулок). Разность фасадов уравновешивается угловым эркером, который тянется от второго до четвертого, последнего, этажа. Верхняя часть входа в дом украшена двумя каменными маскаронами в античном духе.
На уровне второго этажа дом опоясывает скульптурный фриз с изображением античных муз, древнегреческого бога — покровителя искусств Аполлона и... Александра Пушкина, Льва Толстого и Николая Гоголя в античных одеждах. Имя скульптора, работавшего над фигурами, неизвестно, как и мотив, который двигал заказчиком. Почему русские классики оказались в такой компании, остается загадкой.
Один из самых известных в столице домов с лепниной находится на Ленинградском проспекте между станциями метро «Белорусская» и «Динамо». Он возведен в 1940 году по чертежам Андрея Бурова и Бориса Блохина методом блочного строительства, однако кое-что роднит его с архитектурой модерна. Бетонные решетки с растительным орнаментом двух видов, выполненные по рисункам художника Владимира Фаворского, напоминают о стиле, господствовавшем на рубеже XIX и ХХ веков. Ажурные решетки, впрочем, выполняют не только декоративную функцию — за ними скрываются кухонные лоджии.
Фасад здания будто облицован мраморными пилястрами. На самом деле они сделаны из бетона, в который по совету Бурова добавили краситель, отчего получились необычные разводы. Пилястры, декорированные крупными медальонами, разделяют парные группы высоких оконных проемов с французскими балкончиками. Горизонтальные пояса дома украшены узорами в виде листьев. Еще одно название этого шестиэтажного здания — дом-аккордеон: чередование окон и лоджий делает его похожим на музыкальные инструменты, которые тоже обычно украшают ажурными узорами.
Еще один дом, который можно рассматривать очень долго, находится на Чистопрудном бульваре. Терракотовые барельефы в виде сказочных и вполне реальных представителей флоры и фауны сплетаются в сплошной узор, ковром охватывающий фасад на уровне третьего и четвертого этажей.
Художник Сергей Вашков, по чьим эскизам они были выполнены, рассказывал, что вдохновение черпал в древнем декоре Дмитриевского собора во Владимире. Эта работа стала его первым опытом в архитектуре. Вашков поселил на фасад дома жар-птиц, сов, грифонов, драконов и других причудливых существ, в которых можно узнать дальних родственников улыбающихся львов и загадочных тигров, уже 10 веков украшающих Дмитриевский собор.
Официальное название здания, которое много лет называют домом со зверями, — «доходный дом церкви Троицы на Грязех». Он был построен в 1908 году по проекту архитектора Льва Кравицкого и инженера Петра Микини.
Четырехэтажное здание не дошло до нас в первоначальном виде. В 1945-м архитектор Борис Топаз надстроил два дополнительных этажа. В ходе работ была утрачена ажурная решетка крыши, балконы и шатровая кровля, а также часть барельефов.
Налюбовавшись загадочными зверями Вашкова, можно дойти до Покровского бульвара, свернуть в Казарменный переулок и дойти до перекрестка с Подсосенским переулком. Здесь вас ждет одно из самых интересных столичных зданий в стиле северного модерна. В Москве такие дома, характерные для скандинавских стран, — редкость. Особняк построил для себя архитектор Георгий Макаев в 1904 году, но год спустя продал жене губернского секретаря Надежде Тарховой.
Для северного модерна (в Европе он носит название «национальный романтизм») характерны контрастные сочетания искусственных и естественных отделочных материалов, фактур, форм, нестандартное деление на части оконных переплетов и расположение окон. Массивное здание кажется похожим на скалу, для декора характерны мотивы, навеянные скандинавским фольклором и природой.
Дом Тарховой имеет несколько неофициальных названий — «дом с кошками», «дом с маками», «дом с кактусами», «дом-улитка». Кошек можно рассмотреть на центральном эркере — барельеф, чем-то похожий на кошачьи головы, украшает верхнюю его часть, а длинные тела и лапы спускаются вниз на два этажа. Маков на доме больше не разглядеть — в верхней части дома до 1970-х годов были керамические вставки с изображением красных цветов. Улиткой этот дом сегодня назвать тоже сложно — пары «рожек»-башенок, венчавших раньше эркер, он давно лишился. Зато кактусы на месте: вертикально расположенный барельеф с изображением цветущих суккулентов украшает фасад, выходящий в Подсосенский переулок. Впрочем, многие видят в этих цветах ромашки.
Гуляя по Тверскому бульвару, замедлите шаг у дома 18. Перед вами — одно из творений Федора Шехтеля. Усадьба XVIII века была реконструирована по проекту архитектора в 1905 году и сегодня представляет собой прекрасный образец модерна.
Асимметричная конструкция дома, характерная для этого стиля, получилась благодаря решению Шехтеля объединить под одной крышей главное здание усадьбы и прилегающие к нему флигели. В центральной части архитектор расположил три вытянутых витражных окна, над которыми разместил картуш (лепнину в виде свитка) с монограммой владельца — директора торгового дома «П.А. Смирнов в Москве».
Верхняя часть окон обрамлена керамической плиткой с лепниной в виде причудливых цветов, характерных для работ Шехтеля. Под окнами расположена арка, тоже украшенная цветами, — она ведет во внутренний двор. Также архитектор добавил эркеры и декоративный балкон на втором этаже с характерными для модерна завитками и изогнутыми линиями.