Доходный дом братьев Третьяковых — здание в самом центре Москвы, которому уже почти 130 лет. За это время интерьеры и назначение помещений неоднократно менялись. Когда-то там издавали журнал «Русский вестник», затем работали магазины, банк, антикварный салон. В советский период в здании располагалась прокуратура, а также снова издавали журналы. В наши дни доходному дому вернули исторический облик. Специалисты восстановили внутренние интерьеры по чертежам XIX века.
В середине XVIII столетия на месте пересечения улиц Рождественки и Кузнецкий Мост находились каменные жилые палаты, частично принадлежавшие семьям Волынских, Воронцовых, а позднее — Бекетовых во главе с Платоном Бекетовым, известным российским издателем. Он организовал здесь типографию, где печатали Д.И. Фонвизина, А.Н. Радищева, В.А. Жуковского и многих других.
Наполеоновское нашествие комплекс зданий пережил уже в статусе анатомических кабинетов Московской медико-хирургической академии. По преданию, в одном из домов в 1812 году останавливался Стендаль, тогда еще не писатель, а офицер интендантской службы французской армии, участвовавший в наполеоновском походе. В середине XIX века академия переехала в Санкт-Петербург, а в зданиях разместились клиники Московского университета, где одно время работал знаменитый хирург Н.В. Склифосовский.
В 1891 году участок покупают купцы-меценаты братья Третьяковы. Они приглашают сюда своего шурина архитектора Александра Каминского — автора первого здания Третьяковской галереи. Каминский на месте каменных палат строит дом с фасадами в русском стиле, островерхими кровлями и ажурными решетками. Функционал здания был определен заранее — здесь создавался доходный дом.
Инженер-реставратор Андрей Филиппов, долгое время изучавший историю постройки и архитектуры дома братьев Третьяковых, рассказывает, что внутренние интерьеры контрастировали с фасадом.
«Они были выполнены в архитектуре Возрождения и барокко. Полы в парадных помещениях сделали паркетными и мозаичными, стены оформили рустовкой, деревянными панелями, филенками из искусственного мрамора, а потолки украсили лепниной», — отмечает эксперт.
В те времена Кузнецкий Мост имел славу самой французской улицы Москвы — там работало большое количество французских магазинов. Коммерсантам нужно было хранить где-то свою выручку, поэтому правую часть здания занял банк «Лионский кредит» — на тот момент единственное иностранное учреждение, допущенное царским правительством к финансовым операциям в России. До нашего времени сохранилась дверь с барочной резьбой и надписью: «Отделения специальных текущих счетовъ, аккредитивовъ и несгораемых шкафовъ».
Другую часть здания занимали магазин Товарищества Ж. Блок, торговавший различной техникой, и магазин акционерного товарищества фабрики железных изделий «Вл. Гостынский и Ко». А еще здесь находился Московский клуб лыжников.
В подвале доходного дома расположились кладовые магазинов и банка, дворницкая и технические помещения. А сейфовые ячейки «Лионского кредита» защитили необычным способом.
«По легенде, архитектор здания Каминский разработал уникальную систему защиты банковских хранилищ: сейфовые ячейки в них были герметичны и после рабочего дня закрывались и затоплялись на ночь, для чего специально вырыли резервуары для наполнения и слива воды в Неглинку», — рассказывает Андрей Филиппов.
По его словам, второй этаж здания заняли конторы и служебные помещения, а третий — жилые квартиры. Известно, что здесь долгое время проживали знаменитые московские фотографы К.А. Фишер и А.Ф. Эйхенвальд.
В 1908 году Товарищество Ж. Блок переехало на Мясницкую улицу, а освободившиеся помещения занял художественный салон-магазин «И. Дациаро». Для его нужд сделали огромные витрины, куда ежедневно выставлялись репродукции, картины, открытки, эстампы, принадлежности для черчения и многое другое.
После революции 1917 года частную собственность национализировали, деятельность банка «Лионский кредит» в России прекратилась, магазины закрылись. А в доме разместился Народный комиссариат юстиции.
В 1925–1926 годах в здании сделали ремонт, чтобы приспособить помещения под нужды наркомата: были разобраны старые и установлены новые перегородки, пробиты новые дверные и оконные проемы. Одно время вместе с наркоматом там работали редакции журналов «Октябрь» и «РОСТ».
Во второй половине прошлого столетия в бывшем доходном доме располагалась прокуратура, а в позднесоветскую эпоху — парикмахерский салон. В конце ХХ века здание заняла Генеральная прокуратура Российской Федерации.
«К этому времени состояние здания сильно ухудшилось. Фасады никогда не чистились, не подвергались даже минимальной смывке, начались протечки кровли, произошло разрушение венчающего карниза. В ходе многочисленных мелких ремонтов первоначальная внутренняя планировка была искажена, сильно пострадала художественная отделка интерьеров: мозаичные полы были залиты бетоном, а лепнина сбита», — говорит Андрей Филиппов.
Промораживание стен, наличие сауны, устроенной в подвале в 1990-х годах, отсутствие вентиляции привели к повреждению строительных материалов и многочисленным трещинам.
В 2007 году при участии Департамента культурного наследия Москвы было принято решение начать историческую реставрацию, которая завершилась через четыре года.
Специалисты усилили фундаменты здания, укрепили стены с вычинкой кирпичной кладки и устройством гидроизоляции в подвале. Фасадам вернули первоначальный облик со всеми особенностями авторского оформления — согласно чертежам Каминского. Восстановили ажурную решетку ограждений кровли. Подлинные стальные фигурные ворота в проездной арке также отреставрировали, а парадную дверь в торце воссоздали по авторским чертежам.
Внутри здания были обнаружены фрагменты первоначальных мозаичных полов с художественными вставками из растительного орнамента. Из отдельных частей собрали участок пола площадью 16 квадратных метров, который смонтировали в холле. На его основе отреставрировали и остальные полы.
Дубовые панели в помещениях, которые занимал банк «Лионский кредит», воссоздали по сохранившимся фрагментам, а обивку заменили на гобеленовые обои с орнаментом. Они были произведены на фабрике Zuber в Лионе по традиционной технологии на старинных деревянных планшетах. Кроме того, восстановили дубовые двери и парадную лестницу из чугуна с перилами из натурального мрамора.
«В ходе реставрации эксперты установили, что люстры, находившиеся на тот момент в вестибюле бывшего банка, являются ровесниками самого здания. Однако первоначальному интерьеру они не принадлежали, совершенно не соответствуя размерам помещения. Они появились здесь в период нахождения в здании Прокуратуры РСФСР, причем одна из люстр датирована экспертами 1892-м за вероятным авторством выдающегося архитектора Бенуа», — рассказывает Андрей Филиппов.
После реставрации осветительные приборы разместили в помещении бывшего антикварного салона «И. Дациаро».
После завершения работ зданию вернули первоначальный облик. До недавнего времени там, как и сто с лишним лет назад, размещался банк, однако теперь офисные и торговые площади ждут новых арендаторов.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России