В первый день весны в России отмечается День кошек – праздник неофициальный, но любимый многими. Сегодня на фотографии котиков мы смотрим каждый день в социальных сетях. Какие изображения усатых и хвостатых люди рассматривали до цифровой фотографии и интернета?
Сотрудница центра редкой книги и коллекций Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Елена Сальникова рассказала о гравюрах с изображениями домашних и диких котов, смотреть на которые можно с неменьшим умилением.
Конец XVIII — начало XIX века
Французский натуралист, биолог, естествоиспытатель, математик и энциклопедист Жорж-Луи Леклерк де Бюффон (1707–1788) родился в один год со шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем. В отличие от Линнея, предложившего миру строгую единую систему классификации растительного и животного мира, в своих исследованиях Бюффон придавал большое значение описанию внешнего вида животных и их повадок. Так он хотел вызвать симпатию и интерес образованных людей к животному миру.
Самым значительным его трудом стала энциклопедия «Естественная история, общая и частная, написанная Леклерком де Бюффоном», над которой он работал в сотрудничестве с геологами, химиками, инженерами и натуралистами в течение 40 лет. Энциклопедия в 36 томах охватила все достижения естественных наук на тот момент, включая естественную историю млекопитающих, птиц и рыб. Труд Бюффона переиздавался несколько раз, был переведен на разные языки.
Самые симпатичные представители семейства кошачьих, которых можно увидеть в энциклопедии Бюффона, – это рысь, тигр и лев. Гравюры с тиграми и львами создал художник Этьен Клод Войсар (1746–1812). Представленные иллюстрации содержатся в томе 26. Этот том входит в дополненное издание «Естественной истории», выпускавшееся с 1798 по 1805 год в Париже.
Конец XVIII — начало XIX века
Фридрих Юстин Бертух (1747–1822) – немецкий писатель, издатель, редактор и переводчик. Он стоял у истоков влиятельной «Иенской всеобщей литературной газеты», издавал популярный «Журнал роскоши и моды», но основные его интересы лежали в области естествознания и географии.
В 1791 году Бертух основал в городе Веймар издательство «Контора местной промышленности», выпускавшее в основном карты и книги о путешествиях. Там же выходила большая научно-популярная серия «Иллюстрированная книга для детей». Полное название книги звучало так: «Иллюстрированная книга для детей, содержащая интересное собрание животных, растений, цветов, плодов, минералов, костюмов и прочих всевозможных поучительных предметов из царств природы, искусств и наук, полностью отобранных с лучших оригиналов, гравированных и снабженных кратким научным пояснением, приспособленным к способности понимания ребенка».
Книга, в оформлении которой участвовало несколько известных немецких граверов, а также ученики Княжеской свободной школы рисования в Веймаре, надолго стала образцом для последующих детских энциклопедических изданий. Бертух настаивал на развлекательном характере книг для детей и отдавал предпочтение яркости, призывая раскрашивать иллюстрации.
Издание выходило в 1790–1830 годах на немецком языке. Восьмой том, из которого взяты представленные здесь иллюстрации, вышел в 1813-м.
Конец XVIII века
В истории живописи был по крайней мере один человек, бесконечно очарованный кошками, котами и котятами. Кошачий Рафаэль – такое прозвище в своей стране получил французский художник Луи-Эжен Ламбер (1825–1900). После успеха картины «Кошки и попугай» (три котенка шалят в компании зеленого попугая на фоне приятного интерьера) на Парижском салоне в 1857 году он понял, что нашел свою тему. Усатых-полосатых, пушистых и гладкошерстных он перерисовал множество. И хотя Ламбер изображал и других домашних животных, например собак, самыми запоминающимися стали картины и гравюры с котами.
Представленные здесь гравюры созданы художником для книги «Собаки и кошки» Гаспара де Шервиля (1819–1898) – французского писателя, автора многочисленных рассказов и романов про охоту и рыбную ловлю. Шервиль известен также сотрудничеством с Александром Дюма-отцом. В частности, он помогал ему писать роман «Волчицы из Машкуля» (1858). В свою очередь Дюма-отец написал предисловие к его «Кошкам и собакам», вышедшим на 30 лет позже.