Девочка с букетом и пара на балконе: главные экспонаты выставки «Окна в Россию»

16 мая 2018
Культура

В Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) открывается совместная с Третьяковской галереей выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений». В экспозицию вошли полотна ключевых отечественных художников ХХ века — Александра Дейнеки, Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Таира Салахова. Все работы объединены темой окна. Это красноречивая метафора надежды и взгляда, направленного в будущее.

Выставка проделала большое путешествие с запада России на восток. Ее видели зрители в Калининграде, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Красноярске, Владивостоке и Сочи. В Москве выставка откроется 19 мая — в этот день вход в ИРРИ будет бесплатным.

Сокуратором выставки вместе с хранителем отдела живописи ХХ века Третьяковской галереи Ольгой Полянской и арт-директором ИРРИ Надеждой Степановой выступил искусствовед Анастасия Сиренко. По просьбе mos.ru она рассказала о главных, на ее взгляд, экспонатах выставки.

Анастасия Сиренко, искусствовед

«Лунная ночь. Сирень» Юрия Кугача

Это, наверное, самая актуальная на момент открытия выставки картина — недавно в Москве повсюду зацвела сирень. Раскидистые ветви, которые изобразил Юрий Кугач, — мотив практически обязательный для любого русского живописца — от Михаила Врубеля до Константина Коровина.

Причина такой любви художников к этому растению проста. Сирень, или же, как ее сперва называли, «синель», появилась в России еще в конце XVIII века. Вскоре она стала неотъемлемой частью дворянского сада — особенно ценились французские сорта, выведенные биологами Виктором Лемуаном и его сыном Эмилем. Сегодня некоторые исторические сорта сирени этих селекционеров можно увидеть в ботаническом саду МГУ.

«Лунная ночь. Сирень». Юрий Кугач. 2001 год

«Москва. Стадион “Динамо”» Георгия Нисского

В картине «Москва. Стадион “Динамо”» Георгий Нисский изобразил окрестности городка художников на Нижней Масловке, где жил и работал. Этот архитектурный комплекс в виде огромного «корабля искусств», задуманный Максимом Горьким и Игорем Грабарем в 1920-х годах, стал домом для многих художников и их семей.

Помимо жилых помещений, для художников были предусмотрены мастерские, столовые, клубы, для их детей — детский сад. Сегодня, кстати, в городке на Нижней Масловке продолжают жить художники, а истории и легенды о прежних обитателях продолжают жить в стенах этих домов.

Нисский был не только художником, но и прекрасным спортсменом, влюбленным в риск и скорость. Он ходил на руках по парапету на высоте восьмого этажа, прыгал с парашютом, водил яхту по Москве-реке. Его учитель и друг Александр Дейнека, не раз ходивший с ним в плавание, отмечал его «жизнелюбие, лукавый и добрый взгляд, обветренное лицо яхтсмена, лыжника, гонщика и путешественника».

 «Москва. Стадион “Динамо”». Георгий Нисский. 1942 год

«Восстановление Ростсельмаша» Александра Дейнеки

Эта графическая работа создана в конце 1940-х годов и посвящена восстановлению крупнейшего предприятия по производству сельскохозяйственной техники — Ростсельмаша. Во время Великой Отечественной войны завод успели эвакуировать в Ташкент за несколько дней до оккупации Ростова-на-Дону фашистскими войсками. Но уже через 10 дней после освобождения города завод начал свою работу, а к ноябрю 1948 года Ростсельмаш был полностью восстановлен. Функционирует он и по сей день — сегодня компания «Ростсельмаш» занимает пятое место в мире по производству сельскохозяйственной техники.

Александр Дейнека, пожалуй, один из самых известных художников XX века. Он был лидером общества станковистов, сторонником здорового духа в здоровом теле и автором замечательных мозаик в Московском метрополитене. Его произведения — лучшее воплощение пафоса раннего этапа советской истории.

«Восстановление Ростсельмаша» (эскиз панно). Александр Дейнека. Конец 1940-х годов

«Утро в городе» Юрия Пименова

Все работы Пименова, связанные с жизнью города, — романтичные, свежие. И выглядят они вполне современно. На выставке представлено несколько его картин, но хочется сказать именно об «Утре в городе». Эта картина участвовала в выставке «Оттепель» в Третьяковской галерее. Мы с радостью отметили для себя, что она, такая маленькая, особенно на фоне монументальных шедевров, была замечена зрителями — по крайней мере, судя по социальным сетям: ее часто фотографировали и публиковали.

Пименов с энтузиазмом воспринял расширение городов. Он любил гулять среди строящихся домов, восхищался простой, легкой архитектурой советского модернизма. И конечно, размышлял о людях, которые скоро переедут в эти кварталы. Художник говорил: «Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых, хороших, свежих домов».

«Утро в городе» (из серии «Новые кварталы»). Юрий Пименов. 1964 год

«Девочка с цветами» Бориса Иогансона

Во время подготовки каталога выставки у нас не было сомнений, какую работу поместить на обложку. Конечно, «Девочку с цветами» Иогансона — яркую, сочную картину, в которой явственно ощущается дух того времени. Эта работа прибыла на выставку из собрания Третьяковской галереи. Она открывает нам соцреалиста Бориса Иогансона, президента Академии художеств СССР, с новой стороны — как художника-лирика, мастера пленэрной живописи.

Среди специалистов до сих пор ведется спор о том, кто изображен на картине. По одной из версий, задумавшаяся у окна девочка — внучка художника.

 «Девочка с цветами». Борис Иогансон. 1959 год

«Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова» Петра Вильямса

Эта картина появилась в экспозиции почти случайно: на ее месте должна была быть знаменитая картина Татьяны Яблонской «Утро», но Третьяковская галерея отправляет ее на давно запланированную выставку в Казахстан. Сокуратор выставки «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» Ольга Полянская нашла, на наш взгляд, совершенно замечательную замену.

Судьбы Анны Мартинсон и Алексея Понсова тесно связаны с театром. Дочь известного актера Сергея Мартинсона была театральным художником-декоратором. Работала она и в кино — как художник по костюмам. Мартинсон создала образы героев дипломного фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка» (1960).

Анна Мартинсон, вероятно, часто бывала у Петра Вильямса, с 1937 года служившего главным художником в Большом театре. Алексей Понсов был учеником Вильямса и продолжателем его дела — работал театральным художником во МХАТе. Но связывали ли романтические чувства этих двух молодых людей, не известно.

«Весна. Портрет Анны Мартинсон и Алексея Понсова». Петр Вильямс. 1947 год

Теги: выставки, картины, художники, ИРРИ

Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Посещение дворца царя Алексея Михайловича и двух выставок в музее-заповеднике «Коломенское»

11 июня30 ноября

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies