Четыре души, один цирк: смотрим новый спектакль Театра Олега Табакова

12 июня 2023
Культура

Московский театр Олега Табакова представил последнюю премьеру этого сезона — «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова. Поставил спектакль Владимир Машков, который уже брался за этот материал почти 30 лет назад. В постановке заняты молодые актеры труппы — Владислав Миллер, Севастьян Смышников, Артур Касимов и Владислав Наумов.

В главной роли — творчество

Ночью, когда цирковой шатер опустел, на арене остался один клоун. Отрепетировать в тишине и спокойствии номер для представления — что может быть лучше? Артист поднимается под самый купол — одной рукой держится за веревочную лесенку, другой сжимает саксофон, на котором играет. Затем — срывается вниз. Из люка сцены, пробираясь сквозь пелену дыма, появляются четыре героя — материализовавшиеся части души упавшего клоуна: Черный, Белый, Рыжий и Длинный. Теперь им предстоит выяснить, чей номер лучше, кто больше заслуживает того, чтобы занять место главного и воплотить в жизнь собственные мечты. И борьба между ними разгорается нешуточная.

Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Машков подчеркивает, что главный герой постановки — это творчество, а не какая-либо из ипостасей клоуна. Только искусство — и ничего больше. Этим объясняются и минималистичные декорации в виде арены цирка, их создал заслуженный деятель искусств России Александр Боровский.

Владимир Машков уже второй раз обращается к этому сюжету. Первый «Смертельный номер» прогремел в театре в 1994 году, мгновенно став одним из главных хитов культурной жизни города. Режиссер убежден: пьеса, которая легла в основу постановки, вне времени, она была и будет одинаково актуальна, а потому заслуживает перерождения.

«Мы еще раз обратились к нашей же пьесе и осмыслили ее уже в XXI веке. Мы ждем того, что увидит зритель сейчас. В зале — другие люди, другой мир, другая страна. Но желания человека, его метания остаются теми же», — сказал режиссер.

Владимир Машков. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Драматург Олег Антонов, который сейчас занимает должность заведующего литературной частью, написал эту пьесу специально для Театра Олега Табакова. Первоначально она называлась «Полуночники» и рассказывала о молодом человеке, сбившем кого-то на пустынной дороге. Четыре его личности рассуждали о том, что теперь делать. Однако Владимир Машков предложил немного изменить сюжет и перенести место действия на арену. Спустя почти 30 лет пьеса почти не претерпела изменений — создатели постановки сделали только легкую сценическую редакцию.

«Скорость жизни сегодня, конечно, отличается от той, что была раньше, — говорит Олег Антонов, — но некие базовые истины никуда не делись. Как это ни парадоксально, молодые артисты разделили переживания героев, для них все оказалось ясно и понятно. Никто не подумал, что это какая-то архаичная пьеса».

Старый спектакль, новый вызов

В 1994 году премьера произвела ошеломляющий эффект — билетов на спектакль было не достать, постановку полюбили и публика, и критики. Интересно, что Олег Табаков сначала с сомнением отнесся к тому, чтобы поставить эту пьесу, но все же доверился начинающему режиссеру Машкову. На тот момент Владимир Львович всего лишь два года как получил диплом Школы-студии МХАТ.

Постановка Табакову понравилась. «Олег Павлович увидел, что молодое поколение самостоятельное, может принимать решения. Это был одновременно вызов и подарок учителю, он был рад и горд. Сейчас этот спектакль уже вызов нам самим», — отметил Владимир Машков.

Среди тех, кто видел первый спектакль, был и легендарный Юрий Никулин. Он очень вдумчиво наблюдал за тем, что происходит на сцене, а после показа подошел к артистам, исполняющим главные роли, и сказал им: «Ребята, если вас выгонят из театра, я возьму вас к себе в цирк».

Тогда Рыжего, Черного, Белого и Толстого (Длинным он стал уже в новой версии) сыграли Андрей Панин, Андрей Смоляков, Виталий Егоров и Сергей Беляев. Роль главного клоуна, с которого началась история, сыграл Сергей Угрюмов — сегодня вместе с Виталием Егоровым он стал ассистентом режиссера.

Четыре души

Во время работы над новым спектаклем молодые артисты не только учились цирковым трюкам под руководством опытных иллюзионистов — по сравнению с первым «Смертельным номером» фокусы стали сложнее, но и смотрели видеозапись постановки 1994 года.

«Это был потрясающий спектакль, который любила вся Москва. Впервые я увидел запись еще студентом, — говорит Владислав Миллер. — Я всегда восторгался работой Андрея Панина, который играл смешного, веселого и энергичного Рыжего до меня. Символично, что и дни рождения у нас в один день — 28 мая. Я узнал об этом во время репетиций, и это добавило мне вдохновения».

Владислав Миллер. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Севастьян Смышников, сыгравший Черного, считает своего героя движущей силой внутри общей личности, у которого можно многому научиться: «Черный — холерик. Он легко взрывается, легко делает первый шаг, особо не думает о последствиях, смело идет вперед. Он решительный и огнеопасный. Сам я все-таки немного другой человек. Но сыграть Черного — очень хороший опыт, у него можно перенять какие-то вещи, которые пригодятся в жизни».

Севастьян Смышников. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Белый, напротив, меланхолик. Артур Касимов не сразу начал симпатизировать своему герою. «Вначале я даже расстроился, поскольку считал его наиболее слабым из всех. Но потом подумал: такой, как он, сможет, если надо, и постоять за себя, и ответить. В нашей общей личности он за тонкую трогательную составляющую, за любовь, за глубинные переживания», — говорит актер.

Артур Касимов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

За рассудительность и спокойствие в четверке отвечает Длинный в исполнении Владислава Наумова. Герой похож на нос корабля, который уравновешивает все, считает актер. «Смертельный номер» стал для артиста особым спектаклем. «Это пьеса о безграничных возможностях таланта артиста как художника. Здесь вопросы жизни и смерти стоят гораздо острее, чем во многих других произведениях», — сказал Владислав.

Владислав Наумов. Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Посмотреть новый «Смертельный номер» можно успеть до конца месяца, его показывают на сцене на Сухаревской. Последний спектакль перед закрытием сезона состоится 26 июня.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Ближайшие события

Занятия по итальянскому языку в саду имени Н.Э. Баумана

20 января28 декабря

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies