Первый международный фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина Brusfest откроется в Москве 8 ноября. В программе – более 20 документальных спектаклей, созданных за последние несколько лет в России и других странах. Организаторами выступили театр «Практика» и «Мастерская Брусникина».
«Этот фестиваль – попытка исследовать документальный театр во всем его многообразии», – сказала Марина Брусникина, художественный руководитель «Практики».
Фестиваль откроется постановкой «Смерть на работе» режиссера Семена Александровского, основателя Pop-up театра (Санкт-Петербург). Спектакль создан совместно с фестивалем «Балтийский круг» (Финляндия). На сцене театрального центра «На Страстном» свои истории расскажут могильщик, священник, работник похоронного бюро, для которых смерть – рутина.
Театр Vaba Lava (Эстония) и «Мастерская Брусникина» представят «Пограничное состояние» режиссера Юрия Квятковского, преподавателя Школы-студии МХАТ. В основе постановки – разговоры с жителями российского Ивангорода и эстонской Нарвы. До распада СССР два города были связаны общими водопроводом, транспортной системой и не только. Но потом все изменилось. Показ состоится в «Практике». После фестиваля спектакль войдет в репертуар театра.
На «Винзаводе» театральная компания BERLIN (Бельгия) покажет постановку «Быть может, все драконы... / Perhaps all the dragons...». Это 30 совершенно разных по тематике историй-монопьес, зафиксированных на видеопленку. Их покажут 30 зрителям за одним круглым столом. Каждый гость для просмотра сможет выбрать пять историй.
Режиссер и хореограф Алла Сигалова представит в Учебном театре Школы-студии МХАТ «Я не боюсь сказать» – танцевальные этюды по мотивам реальных историй о насилии во всем его проявлении. Отправной точкой и основным материалом для постановки послужили посты, которыми делились жертвы нездоровых отношений в социальных сетях, используя соответствующий хештег.
Театр «Старый дом» из Новосибирска привезет спектакль «Пыль» в «Современник». Артисты расскажут о жителях мегаполиса и проблемах, которые их волнуют. В основе – истории самих актеров.
Свои постановки покажут коллективы из Казани и Хабаровска. Площадками станут Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей, Культурный центр Андрея Вознесенского, «Боярские палаты Союза театральных деятелей», Московский музей современного искусства. Подробное расписание доступно на сайте.
Дмитрий Брусникин, которого не стало в 2018 году, считал документальный театр одним из наиболее актуальных направлений в искусстве. Театр «Мастерская Брусникина», выросший из курса Дмитрия Владимировича в Школе-студии МХАТ, начался с документальных спектаклей. Одним из первых стал «Это тоже я» (2015), состоящий из историй, которые артисты собрали на вокзалах, улицах, в клубах, дома.
После смерти Дмитрия Брусникина в театре «Практика» решили создать проект, связанный с его именем. Тема документального театра возникла сразу.
«В Москве, конечно, есть фестиваль документального театра, и мы не собирались с кем-то конкурировать. Просто это направление, которое необходимо развивать, и потом – в нашем городе много фестивалей не может быть. ЦИМ, например, занимается такими фестивалями. И, конечно, “Золотая маска” тоже привозит много документальных проектов», – рассказал режиссер Юрий Квятковский.
В афише фестиваля также есть место и для образовательной программы, в которую войдут лаборатория постдокументального театра под руководством Михаила Патласова и круглый стол. Все режиссеры, чьи спектакли покажут, будут давать мастер-классы. Кроме того, запланированы День документального театра в Новой Третьяковке на Крымском Валу и выставка, посвященная Дмитрию Брусникину, в Московском музее современного искусства.
Завершится фестиваль 17 ноября, в день рождения Дмитрия Брусникина.
Марина Брусникина рассказала и о новых спектаклях театра «Практика» в этом сезоне.
Первой премьерой станет «Занос» Юрия Квятковского, которую он вместе с артистами «Мастерской Брусникина» создал по одноименной пьесе Владимира Сорокина, написанной в 2009 году о людях, которые смогли войти в высшее общество, обеспечив себе благосостояние и неприкосновенность. В ролях – Андрей Фомин, Николай Фоменко, Максим Виторган. Спектакль покажут уже 29 сентября.
Режиссер Иван Комаров, в 2017 году поставивший нашумевший «Абьюз» в Центре имени Всеволода Мейерхольда, взялся за пьесу польской писательницы Дороты Масловской «У нас все хорошо». Это история о трех женщинах разных поколений, которые не могут найти общий язык: бабушка постоянно вспоминает военные годы, мать читает журналы из супермаркетов, а дочь слушает металл. В постановке Комарова задействованы актеры театральной компании «Июльансамбль» – мастерской Виктора Рыжакова в Центре имени Всеволода Мейерхольда. Показ запланирован на 29 ноября.
25 декабря гостей приглашают на камерную оперу «Мороз, Красный нос». Ставит спектакль сама Марина Брусникина. Классический текст Николая Некрасова переплетается с современной академической музыкой композитора Алексея Сюмака.
В более отдаленных планах – «Южный комфорт» Андрея Гончарова по прозе американского психотерапевта Ирвина Ялома и «Торжество» в постановке Андрея Стадникова.
В этом сезоне театр планирует продолжать развивать музыкальное направление, которое задумал еще Дмитрий Брусникин. Уже создан собственный ансамбль «Практики», который возглавили композитор Алексей Сюмак и певица, дирижер Ольга Власова. В рамках этого направления устраивают концерты и перформансы. Музыкантов ансамбля планируют задействовать и в премьерных постановках.
В этом сезоне «Практика» поедет на фестиваль «ХАОС» в Новосибирск, где покажет спектакль «Чапаев и Пустота». Его также представят в Дрездене. В Ижевск повезут «Петра и Февронию Муромских».