Метрополитен не только самый быстрый транспорт столицы. Это один из символов Москвы и своего рода машина времени, благодаря которой пассажиры попадают то в вестибюли 1930-х годов, то на платформы XXI века. На одной из станций можно глубже погрузиться в прошлое: на «Выставочной» находится музей, открывшийся 15 мая 2015 года к 80-летию Московского метрополитена. Его экспозиция посвящена истории подземки. О том, кто придумал аппараты для размена монет и турникеты, что изображали на барельефах в вестибюлях, как узнавали время проезда от станции до станции, — рассказываем в День московского транспорта.
Экспозиция музея метро, которая размещена в центре профориентации Московского метрополитена на станции «Выставочная», напоминает просторный вестибюль метро: блестящий гранитный пол, встроенные в потолок лампы, витрины-киоски слева и справа. Есть здесь и дежурные в униформе — манекены, демонстрирующие облачение работников метро в разные годы. Например, в довоенное время мужчины носили белые кители, а женщины — синие, подпоясывали их широкими ремнями, фуражки же надевали наподобие беретов — набекрень. Знаки отличия были на воротниках.
Вся выставка помещается в одном зале. Кажется, что это станция, на которой мы оказались, путешествуя в прошлое: каждый экспонат переносит нас в тот или иной период истории метро.
При входе в зал на стенде — черно-белые фотографии с указанием дат. На этих снимках рабочие роют тоннели, москвичи прячутся на платформах в годы войны, солдаты в шинелях заходят в вагон.
В начале 1930-х годов в Москве началось строительство метро по проекту советских инженеров, а в 1935-м уже открылись первые 13 станций нынешней Сокольнической линии (тогда — Кировский диаметр).
«Сначала хотели поручить разработку эскалаторов английским проектировщикам, у которых уже был опыт строительства лондонского метро. Но они привезли буклеты и сказали, что сделают нечто подобное только за 10 лет. А в СССР закладывали год на все. Поэтому на основе этих некачественных фотографий из буклета советские инженеры создали первые эскалаторы», — рассказывает директор музея метро Константин Черкасский.
Московская подземка с первого дня отличалась от зарубежных метрополитенов. Расстояние между станциями было больше, чем, например, в том же Лондоне, — поезда успевали развивать скорость.
«Московский метрополитен получился одним из самых быстрых в мире», — отмечает Константин Черкасский.
Рядом на стене — картина маслом художника Шульги «Последний бой бронепоезда “Московский метрополитен”»: бомбардировщики в небе, огонь, военные с оружием в руках на рельсах. Когда началась война, сотрудники метро собрали всем коллективом 746 тысяч рублей на строительство бронепоезда. В 1943-м на площадке депо «Северное» машину торжественно передали Красной армии. Поезд отправился к местам боев на Курской дуге вместе с экипажем, в который вошли 57 работников метро.
Наша следующая остановка — белые мраморные барельефы. На одном из них работницы проводят кабель в тоннеле, на другом путеец, встав на одно колено, переводит стрелку на рельсах. Эти произведения доставили в музей со станции «Электрозаводская», чтобы рассказать посетителям о метро в годы войны.
«Станцию “Электрозаводская” как раз достраивали в военное время, она открылась 15 мая 1944-го. Поэтому ее интерьер посвятили труженикам тыла, которыми были в основном женщинами. На том барельефе, где путеец переводит стрелку, мы видим также дежурную по станции, держащую в руках флаг. Когда развернут красный флаг, проезд состава запрещен, если поднят сложенный желтый — путь открыт, а развернутый желтый позволяет ехать с ограничениями», — объясняет Константин Черкасский.
Как строилось метро в Москве, или История подземного города Подземный фронт: как удавалось строить метро во время войны
Останавливаемся у витрины. Сверху — макет синего поезда с белой полосой вдоль корпуса: такие машины сотрудники метро называли между собой полосатыми. Они курсировали в конце 1970-х годов. Ниже полосатого — два макета современных поездов.
«Многое изменилось. Колеса на новых поездах делают на пневмоподвеске, благодаря чему получается плавный и бесшумный ход. Кузов не проседает от веса пассажиров, не подвергается колебаниям. А главное отличие нашего времени — цифровое управление. Раньше, если что-то шло не так, машинист пытался догадаться, где именно возникла неполадка, обегал вагоны. А сейчас он все видит на мониторе в кабине, например, что один из вагонов не тянет — двигатель не срабатывает», — указывает на макеты Константин Черкасский.
Эти макеты размером с игрушечные паровозики, но они интерактивны: если нажать кнопку рядом с витриной, в вагонах включится и выключится свет, откроются и закроются двери. «Поскольку прежде всего наши экскурсии рассчитаны на тех, кто планирует прийти работать в метрополитен, мы стараемся показывать им технику в действии», — объясняет собеседник mos.ru.
Настоящий фрагмент полосатого вагона стоит в конце зала — это кабина машиниста. В ней можно подвигать рычаги и представить себя машинистом, который путешествует во времени.
Константин Черкасский подводит нас к металлическим квадратам с кнопками на стене. Это исторические пульты централизации. Раньше такие конструкции использовали поездные диспетчеры, чтобы задать маршрут составу, например, если нужно было направить его в другую сторону или депо. Комбинацией кнопок они переводили на путях стрелки и переключали сигналы светофоров. Щелчок — и на макете светофора загорается сначала красный свет, затем зеленый.
Главный экспонат — тренажеры, копии тех, на которых тренируются машинисты электропоездов. Здесь экскурсантам разрешают порулить — прежде всего школьникам, которые хотели бы прийти в профессию и попробовать силы. Тренажера три: два — для поездов нового типа (81–760 и 81–765) и один — для старого (81–717), но, поскольку последний подразумевает владение механическим управлением, к нему допускают только прошедших обучение.
Проехать по виртуальному маршруту: как в Москве обучают машинистов и водителей городского транспорта В кассы метро поступило еще 200 тысяч карт «Тройка» с российским чипом
Отдельная линия экспозиции — изобретения прошлых лет, которые использовали в метро. Эти приборы больше не увидишь в подземке, а некоторые жители города даже не застали их. Среди них электрическая схема 1960-х с прежними названиями станций. На ней можно увидеть станции «Щербаковская» (ныне — «Алексеевская»), «Колхозная» («Сухаревская»), «Площадь Ногина» («Китай-город»), «Калининская» («Александровский сад»). «Такие карты висели на многих платформах. На схеме возле каждой станции была кнопка. Нажав на нее, пассажир видел на табло, сколько времени у него займет поездка до этой станции с той, где он сейчас находится», — уточняет Константин Черкасский.
Автор многих изобретений в метро — Михаил Долгушев, своего рода первопроходец. В одной из витрин — его черно-белое фото: инженер в кителе, с серьезным, задумчивым лицом. Рядом — патенты на разработки.
Долгушев участвовал в создании многих устройств пассажирской автоматики, например придумал турникеты со светочувствительным элементом: если пассажир пытался пройти без билета, элемент срабатывал и нарушителя с двух сторон зажимали штанги. Аппараты существовали до начала нового тысячелетия, с 2000-го их стали постепенно заменять современными, с дверцами. Образец раритетного турникета, обшитый деревянными панелями, выставлен в музее метро.
«Кстати, от деревянной обшивки отказались потому, что в дождь и снег пассажиры прикасались к панелям мокрой одеждой и дерево быстро портилось», — добавляет директор музея.
Еще один раритет — аппараты для размена монет: желтые — для десятикопеечных, зеленые — для пятнадцатикопеечных, красные — для двадцатикопеечных. Над этими аппаратами работали 10 лет. Внутри них размещается центрифуга, в которой вращались пятаки.
По словам собеседника mos.ru, музей истории метро задумали в год открытия — в 1935-м, но первая экспозиция появилась лишь в 1960-е годы на станции «Спортивная».
«Тот музей отличался от нынешнего тем, что был более технологическим, а современная экспозиция посвящена людям и их труду. Ведь нам важно заинтересовать тех, кто хочет присоединиться к команде работников Московского метрополитена», — резюмирует Константин Черкасский.
Музей метро открыт ежедневно с 10:00 до 18:00. Вход свободный. Записаться на бесплатную экскурсию, в том числе для тех, кому нужна профориентация, можно по телефону: 7 499 321-64-61.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024