Реставрация здания кинотеатра «Художественный», возвращение исторического облика башням Донского монастыря, восстановление бывших доходных домов Москвы — все это во многом является заслугой сотрудников архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ».
Мастерская появилась в Москве в 2015 году. Ее основное направление деятельности — разработка проектной документации для реставрации памятников архитектуры, осуществление авторского надзора и научного руководства при проведении работ по возвращению объектам исторического облика.
По его словам, в процессе разработки проекта реставрации необходимо не только сохранить детали исторического здания, благодаря которым его включили в реестр объектов культурного наследия. Важно, чтобы после завершения работ здание как единое целое не утратило своей аутентичности.
За шесть лет силами сотрудников мастерской реализовано более 100 объектов реставрации. Многие из этих зданий-памятников являются объектами культурного наследия регионального и федерального значения. Некоторые отреставрированные шедевры архитектуры входят в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относится, например, ансамбль Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты: корпус с апартаментами их императорских высочеств и конюшенный корпус у Кремлевской стены (Кремль, корпус № 9).
Еще одним примером является реставрация в 2020 году исторического здания кинотеатра «Художественный» — одного из старейших кинотеатров столицы, расположенного по адресу: Арбатская площадь, дом 14, строение 1. Российские мастера трудились над проектом совместно с коллегами из Испании, Германии и Великобритании. Работы были выполнены на самом высоком уровне и с сохранением идей архитектора Ф.О. Шехтеля, но главное — специалистам удалось сохранить «Художественный» как кинотеатр.
В числе других работ — подготовка проектной документации для реставрации таких значимых московских объектов, как городская усадьба дьяка А.И. Иванова — Левашовых (Староваганьковский переулок, дом 15, строение 3), Шереметьевское подворье (Никольская улица, дом 10), склады Товарищества водочного завода (Садовническая улица, дом 57, строение 1), пассаж К.С. Попова — Джамгаровых (улица Кузнецкий Мост, дом 12/3, строение 1) и другие.
Коллектив архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» насчитывает более 20 сотрудников. Это и архитекторы, и конструкторы — все реставраторы с высшим профессиональным образованием, аттестованные Министерством культуры России для разработки проектной документации по реставрации памятников архитектуры. На некоторых объектах научное руководство реставрационными работами осуществляет почетный реставратор Москвы Галина Степаненко.
«Несмотря на то что коллектив мастерской преимущественно женский, для наших сотрудников нет невыполнимых задач. Архитекторы прошли обучение для работы на высоте более 50 метров и бесстрашно поднимаются на строительные леса для обследования и обмеров архитектурных деталей», — отмечает Денис Писарев.
В мастерской особенно ценится преемственность поколений. Опытные сотрудники более чем с 40-летним стажем охотно делятся секретами ремесла и учат молодых коллег читать памятники так же, как раскрытую книгу: например, подмечать, где на фасаде первоначально был кирпичный или белокаменный декор, а где в интерьере располагались печи.
Регулярно на практику в организацию приходят студенты из ведущих отраслевых вузов — Национального исследовательского московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), а также Московского архитектурного института. Руководитель архитектурно-реставрационной мастерской второй год подряд принимает участие в качестве председателя в работе государственной экзаменационной комиссии НИУ МГСУ по специальностям «архитектура» и «реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
Одна из недавних задач сотрудников мастерской «Фаросъ» — разработка проектной документации для реставрации восьми башен Донского ставропигиального мужского монастыря, основанного в XVI веке (Донская площадь, дом 1/3).
«Несмотря на то что башня, казалось бы, такой маленький объект капитального строительства, за долгую историю своего существования она “обросла” трудностями и загадками не менее, чем любой крупный объект культурного наследия, такой как храм или какой-нибудь жилой дом, палаты, — говорит Денис Писарев. — До начала работ башни выглядели вполне крепкими. Но чего они только не повидали на своем веку: были и складскими, и жилыми квартирами, состоящими из одного помещения площадью 25–35 квадратных метров».
Во время исследований выяснилось, что культурный слой внутри башен вырос почти на один метр. Из-за этого прежде разноуровневый пол стал единым пространством. Изначально же в центре помещения пол находился ниже и был декорирован белокаменным цоколем из пиленого известняка. А в нишах помещения, разделенного массивными простенками, пол был кирпичным.
Хотя Донской монастырь входит в южный пояс оборонительных крепостей Москвы, строился он в то время, когда оборонительная функция от него уже не требовалась. И тем не менее его башни устроены с соблюдением фортификационных традиций: малые бойницы ближнего боя — нижние, дальнего боя — верхние, машикульный пояс (из навесных бойниц) по крепостным стенам, мерлоны (зубцы) на уровне боевого хода. Башни, которые венчают белокаменные элементы — пинакли (пирамидки) с завершением из шаров и пик, декорированы гребешками из прямого и профилированного кирпича.
«Как правило, во время реставрационных работ применяются традиционные технологии: вычинка — замена поврежденного кирпича, инъектирование полостей в кладке специализированными реставрационными составами, воссоздание утраченных металлических связей приваркой недостающих частей. Вместе с тем сегодня на службу к реставраторам поступают новые строительными материалы, растворы, защитные составы, применение которых позволяет проводить реставрационные работы как можно реже в дальнейшем. Это многократно продлевает срок жизни и службы сохраняемых объектов культурного наследия», — поясняет Денис Писарев.
Еще одна задача специалистов — реставрация и приспособление под современное использование нескольких памятников архитектуры в Москве, которые когда-то служили доходными домами.
Одним из таких зданий стал доходный дом А.М. Михайлова, являющийся объектом культурного наследия регионального значения и возведенный в 1903 году по проекту архитектора А.Э. Эрихсона (Большая Дмитровка, дом 9, строение 1). Фасад здания был отделан плиткой и украшен горельефными изображениями — маскаронами — в египетском стиле. В 1906–1907 годах в этом доме жил актер МХАТа Л.М. Леонидов, позднее — известный эстрадный артист Н.Ф. Балиев, а в 1920–1930-х годах здесь бывал писатель М.А. Булгаков.
«В ходе реставрации фасадов здания мастерам довелось работать с материалами, которые применял архитектор Эрихсон: это и гипсовые маскароны в египетском стиле, и бетонные панно с сюжетами тоже на египетские темы, и оригинальной формы венчающие карнизы, в конструкции которых были устроены специальные желоба для сбора дождевых вод и аккуратного отвода их к водосточным трубам, и потрясающей красоты керамическая плитка, а также кирпичики с керамическим покрытием, которые являются одним из главных украшений фасадов», — рассказывает Денис Писарев.
Помимо преображения фасада здания, мастерам удалось восстановить часть подлинных интерьеров — парадные подъезды.
В ближайших планах специалистов архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» — разработка документации для проведения работ по реставрации московского памятника конструктивизма, гаража для грузовых машин, возведенного в 30-е годы прошлого века по проекту архитектора К.С. Мельникова (Новорязанская улица, дом 27, строения 1, 3). Здание признано объектом культурного наследия регионального значения. Мастерам предстоит укрепить фундамент, восстановить кирпичную кладку, демонтировать поздние пристройки. Задачей специалистов является сохранение не только объемно-пространственной и планировочной структуры корпусов гаража, но и уникальных кровельных конструкций, прослуживших перекрытием почти 100 лет.
Работы архитектурно-реставрационной мастерской «Фаросъ» отмечены наградами конкурса «Московская реставрация — 2015». Так, лучшим реализованным проектом реставрации объекта культурного наследия была признана городская усадьба Е.И. Вандышниковой — Э.М. Банза (улица Воронцово Поле, дом 3, строение 1). Специалисты мастерской также одержали победу в номинации «Научно-методическое руководство при проведении работ на объекте культурного наследия» за реставрацию складов Товарищества водочного завода (Садовническая улица, дом 57, строение 1).
А в 2021 году за реставрацию здания кинотеатра «Художественный» мастерская «Фаросъ» получила специальный приз конкурса «Лучший реализованный объект» Департамента градостроительной политики города Москвы в номинации «Реставрация и приспособление к современному использованию объекта культурного наследия».
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России