«Аэропорт Внуково» и «Пыхтино», а также «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех». Еще не все москвичи успели выучить названия станций, которые два месяца назад открылись в Московском метрополитене. Но те пассажиры, кто уже воспользоваться новыми станциями продленных Солнцевской и Люблинско-Дмитровской линий, наверняка сразу запомнили не только их названия, но и яркий, необычный дизайн. Например, «Яхромскую» выделяет огромное панно на путевой стене, посвященное 800-летию Москвы, а на «Пыхтине» можно увидеть макет первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Авторы проектов рассказали mos.ru, в чем особенности дизайна новых станций.
Аэропорт Внуково стал первой в России воздушной гаванью, получившей собственную станцию метро. Теперь пассажиры авиарейсов могут, не выходя на улицу, сразу спуститься в метрополитен и быстро добраться до нужной точки в столице. Так, дорога до «Делового центра» займет 40 минут, до «Мичуринского проспекта», где можно пересесть на Большую кольцевую линию, — 23 минуты.
Станция «Аэропорт Внуково» продолжает архитектурный ансамбль терминала и станции аэроэкспресса. Дизайн выдержан в единой цветовой гамме — светло-серых тонах.
На платформе станции метро пассажиров встречают портреты именитых авиаконструкторов Андрея и Алексея Туполевых. Эту композицию выполнили в технике цифровой печати на алюминиевых панелях.
Дизайн станции посвящен гражданским самолетам конструкторского бюро “Туполев”. Имя Андрея Туполева также присвоено аэропорту Внуково. На путевых стенах станции изображены десятки самолетов: Ту-104, Ту-114, Ту-154 и другие, которые составляли основу внуковского авиаотряда. Это не просто рисунки, а именно графические копии самолетов
Еще одна особенность станции «Аэропорт Внуково» — в организации движения. Здесь нет оборотных тупиков. Когда поезд прибывает на конечную станцию, он не переезжает с одного пути на другой, а движется в обратном направлении. При этом строители предусмотрели возможность продления Солнцевской линии, если в будущем будет принято такое решение.
Авиационную тематику на Солнцевской линии продолжает и следующая станция «Пыхтино». Она построена вдоль Боровского шоссе, рядом с одноименной деревней и вблизи густонаселенной жилой застройки в ТиНАО. Кстати, здесь расположены улицы, названные в честь известных летчиков и авиаконструкторов.
Одну путевую стену украшают изображения знаменитых отечественных летательных аппаратов, расположенные в хронологическом порядке: от исторических винтовых до современных реактивных самолетов. А за освещение платформы отвечают 10 конструкций потолка в виде самолетных турбин.
Самый запоминающийся арт-объект на станции «Пыхтино» — модель самолета Ту-144 в масштабе 1: 10. Она «взлетела» под потолок вестибюля. Макет изготовили специалисты конструкторского бюро предприятия АО «Туполев».
«Ту-144 — крупнейший и сложнейший проект в истории советского самолетостроения. Тогда нашим авиаконструкторам удалось создать лайнер высочайшего класса, который первым среди сверхзвуковых пассажирских самолетов поднялся в воздух. Ту-144 представляет эпоху, историю самолетостроения», — поясняет Рустам Черкесов.
Модель Ту-144 для «Пыхтина» изготовили из традиционных для авиапромышленности материалов: алюминиевых сплавов и нержавеющей стали, которые обеспечат сохранность изделия в течение многих лет. Макет доставили на станцию по частям и собрали уже на месте.
Специалисты позаботились о надежности и безопасности конструкции. Она установлена на стальных трубах, которые крепятся к стальным балкам. Все узлы обладают большим запасом прочности. Нет необходимости снимать модель для проведения профилактического осмотра или обслуживания, а мыть ее можно по ночам, во время традиционной уборки.
Станция «Пыхтино» — полуподземная. Одна из ее стен глухая, а другая — с панорамным остеклением. Возле новой станции создадут террасный парк, и пассажиры смогут любоваться живописными видами с платформы. Также проектировщики предусмотрели удобные пешеходные маршруты от жилой застройки до метро. Здесь появятся места для отдыха и встреч, на территории планируют оборудовать смотровую площадку, откуда будет открываться вид на реку Ликову.
Еще одна особенность нового участка Солнцевской линии — на перегоне между станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» построен Ликовский метромост. Он стал 12-м метромостом Москвы и вторым по протяженности после Лужнецкого, его длина составляет 460 метров.
Модель Ту-144 на станции метро «Пыхтино» изготовили по чертежам реального лайнераСобянин: Станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково» воспользовались 113 тысяч раз
Дизайн станций «Яхромская», «Лианозово» и «Физтех» на Люблинско-Дмитровской линии метро по-своему уникален. Все три станции — мелкого заложения, «Яхромская» и «Лианозово» — колонные, а «Физтех» — сводчатая.
Сводчатые станции — наиболее удобные как для пассажиров, так и для эксплуатации, отмечает президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, один из авторов проекта. На пути нет препятствий: все пространство просматривается из любого вагона.
Главная особенность «Физтеха» — его тематическое оформление.
Примерно за год до открытия станции мы встретились с руководством Московского физико-технического института. Они выразили желание усилить тематику вуза в оформлении станции. Мы на эту просьбу откликнулись. Поэтому на витражах северного вестибюля появились формулы, на скамейках вдоль платформы — портреты выдающихся ученых, внесших огромный вклад в развитие отечественной науки. Путевые стены украшает логотип вуза — так называемый импульс. Он выполнен из нержавеющей стали
Поддерживает вузовскую тематику и освещение станции: на платформе установлены 16 минималистичных белых торшеров в виде расширяющихся кверху конусов.
«Мы знали, что станция будет называться “Физтех”, поэтому для источников света выбрали такую минималистическую форму, как сопла космической ракеты. Тема также прослеживается в наземных вестибюлях. Их колоннады — красивой загадочной формы», — отмечает Николай Шумаков.
Конусообразные фигуры также ассоциируются с зажженными факелами, которые символизируют свет знаний и просвещения.
У станции «Физтех» предусмотрены два входных вестибюля. Пассажиры уже могут воспользоваться южным, в районе бульвара Академика Ландау. А северный вестибюль, с выходом на Дмитровское шоссе, откроют позже. В его состав войдут три наземных и четыре подземных этажа. На первом расположится кассовый зал, а на других — служебные и технические помещения. Вестибюль совместит функции здания эксплуатационного персонала, обслуживающего Люблинско-Дмитровскую линию метро.
Около станции «Физтех» появится скульптура импульса из нержавеющей стали. Ее ширина — 25 метров, а высота — около 10 метров. Арт-объект установят между первым и вторым вестибюлями.
Сейчас специалисты продолжают благоустраивать территорию возле станции. Здесь уже есть новые тротуары и парковки, преобразились аллеи. Скоро оборудуют детские и спортивные площадки, наземный переход, а весной высадят деревья и разобьют цветники.
Станцию «Яхромская» оформили в красно-белых тонах.
«Эту станцию мы сделали асимметричной: одна ее сторона белая, другая — красная. Потому что Москва и есть бело-красная. Кто-то называет ее белокаменной, кто-то — красной. Так что станцию оформили в традиционных московских цветах», — рассказывает Николай Шумаков.
Белую стену проектировщики решили «усилить». Так как проектное название станции «Яхромская» — «Улица 800-летия Москвы» и рядом находится такая улица, оформление решили посвятить широкому празднованию Дня города в 1947 году. Так на станции появилось тематическое панно. На нем изображено более 20 сюжетов из жизни послевоенной Москвы: атлеты на стадионе «Динамо», пионеры в красных галстуках, шумные демонстрации, веселый клоун Карандаш и другие. Объект уже стал достопримечательностью: москвичи и гости города охотно фотографируются на его фоне.
Станция «Лианозово» — строгая, более графичная. Ее конструкция аналогична «Яхромской», однако в оформлении присутствуют всего два цвета — светло- и темно-шоколадный. Между колоннами есть цветовые ниши.
«Я считаю, станция получилась очень хорошо, хотя на ней нет каких-то ярких элементов искусства. Минимализм говорит о мастерстве архитектора: то, как выполнены все детали, пропорции, соотношения — и цветовые, и объемно- пространственные, сделать достаточно сложно. Но нам это удалось. Мы довели до совершенства каждую деталь, каждую мелочь», — заключает Николай Шумаков.
Спортсмены, демонстрации и дух праздника: как создавали панно о 800-летии Москвы на станции метро «Яхромская»Николай Шумаков: Большие проекты — это подарок судьбы для архитектора