Амур и Психея на гобелене. Как изображали античных богов в Новое время

29 сентября 2020
Выставки

На выставке «Богов античных дивные черты…» представлены предметы из личного собрания коллекционера Ольги Затеевой. 300 экспонатов — живопись, гравюры, скульптуры, веера, изделия из фарфора, кости, серебра и бронзы, созданные европейскими художниками и мастерами XVI–XIX веков, — объединены темой античных мифов.

Собирать образцы западноевропейского искусства Ольга Затеева начала более 20 лет назад. Все началось с вееров, затем к ним добавились гравюры XVIII века, а позже и предметы декоративно-прикладного искусства. Куратор выставки Татьяна Тютвинова называет коллекцию, большую часть которой составляют предметы из кости, уникальной. После запрета торговли резной костью в 1989 году в мире осталось только несколько коллекционеров, собирающих подобные произведения.

Пять наиболее интересных экспонатов выставки — в совместном материале с агентством «Мосгортур».

Поединок Аполлона и Пана

Полотно Гаспаре Дициани «Аполлон и Пан» занимает центральное место в зале, посвященном богу Аполлону. Венецианский художник XVIII века, представитель позднего барокко, основатель Академии искусств, за свою жизнь успел поработать в разных государствах. Дициани трудился при дворе саксонского курфюрста Августа I Сильного, в папском Риме состоял на службе у кардинала Пьетро Оттобони, был востребовал при дворе Российской империи — например, по заказу Екатерины II художник расписал мифологическими сюжетами потолочные плафоны Китайского дворца в Ораниенбауме.

Дициани был мастером широкого диапазона — он создавал не только фрески и картины, но и, будучи большим поклонником музыки и театра, работал и над декорациями для спектаклей.

Картина «Аполлон и Пан» 1746 года считается одной из лучших работ венецианского периода творчества художника. В основе сюжета — легенда о музыкальном поединке покровителя искусства Аполлона и бога пастушества и скотоводства Пана. Однажды во время прогулки у ручья Пан нашел авлос — флейту богини Афины, сделанную из костей оленя. Афина хотела сыграть на ней на пире богов, но испугалась, что с раздутыми щеками будет выглядеть очень глупо и смешно, и выбросила авлос, наложив на него проклятье. Как только Пан поднес его к губам, авлос сам заиграл красивую мелодию. Не догадываясь о проклятии, Пан предложил Аполлону посоревноваться в исполнительском мастерстве. Состязание он проиграл с позором. Музы и Тмол отдали победу Аполлону за его игру на золотой кифаре. На стороне Пана был только царь Мидас, за что тот и поплатился — разгневанный Аполлон наградил упрямца ослиными ушами.

Диана

Богиня Диана была покровительницей охоты, поэтому чаще всего ее изображали с характерными атрибутами: колчаном со стрелами и луком, а также полумесяцем над головой — Диана считалась олицетворением Луны. Чаще всего изображение богини появлялось на охотничьих кубках и рожках. На картинах и декоративных панно в образе Дианы художники XIX века изображали известных дам: актрис, певиц, супруг и дочерей влиятельных людей.

Среди представленных на выставке произведений декоративно-прикладного искусства особенно выделяется маленькое панно-плакетка из слоновой кости. На нем богиня с копьем в руках отправляется на охоту, сопровождаемая верной собакой. Плакетка была создана в 1880-е годы французским мастером-косторезом, работавшим в артели Антонина Топара. Прославившую его имя косторезную мастерскую Топар основал в Париже в 1867 году после участия во Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств.

Гефест

Один из самых забавных экспонатов выставки — маленькая потешная кружка «Кузница Гефеста». Сосуд из слоновой кости, серебра и драгоценных камней, выполненный немецкими мастерами во второй половине XIX века, использовали для увеселения гостей. Во время больших торжеств такие кружки преподносили участникам застолья в качестве сувениров.

На костяном корпусе кружки изображен за работой бог-кузнец Гефест, в совершенстве владевший ювелирным делом, ковавший оружие для героев и громы и молнии для своего отца Зевса. Согласно древнегреческим мифам, хромой и уродливый Гефест был супругом богини любви Афродиты, для которой в своей кузнице создавал прекрасные украшения.

Глядя на кружку, не сразу можно догадаться, почему она называется потешной. Дело совсем не в изображенном на ней сюжете, а в том, что у таких сосудов был секрет, чаще всего незаметные отверстия у верхнего края. Зная о подвохе, можно было закрыть их пальцами и спокойно пить, а не зная — облиться напитком на потеху окружающим.

Амур и Психея

В зале Амура и Психеи собраны предметы искусства, посвященные истории любви земной красавицы и сына Афродиты. Согласно мифу, богиня не смогла смириться с красотой девушки и приказала своему сыну Амуру влюбить Психею в недостойного человека, сделав ее несчастной. Молодой бог, увидев девушку, сам полюбил ее и женился на ней. Обернувшись ветром, он перенес Психею к себе во дворец, куда являлся только ночью. Психея не видела лица супруга, пока однажды не решилась проверить, не чудовище ли он. Разбуженный Амур тут же улетел, а Психея отправилась на его поиски.

История влюбленных со временем приобрела различные толкования в европейской культуре, но самым распространенным считается аллегория странствований души человека, стремящейся навсегда слиться с любовью. Психея — олицетворение души, тогда как Амур — воплощение плотской любви.

Ключевой момент мифа запечатлен на французском гобелене из мастерской Пьера Легуэ. На нем можно увидеть, как красавица с лампой в руках рассматривает лицо спящего Амура. Тканый настенный ковер относится к типу «алентур» (от французского alentour — «обрамление»). Для алентуров характерно размещение изображения в виде медальона на фоне, имитирующем резную золоченую раму.

Нептун и Амфитрита

Гравюра австрийского художника Якоба Шмутцера (1733–1811) «Триумф Нептуна и Амфитриты» продолжает серию историй о богах и их возлюбленных. Бог морей Нептун внушал страх не только отважным мореплавателям, но и морским созданиям — боялась Нептуна и нимфа Амфитрита, которую повелитель воды решил сделать своей женой. Девушка избегала его ухаживаний и не позволяла даже восхищаться своей красотой. После множества попыток расстроенный Нептун отправил к Амфитрите дельфина, чтобы тот рассказал нимфе о его любви и убедил ее стать царицей морей и океанов. Посланник так хорошо справился с задачей, что в награду за согласие девушки был перенесен на небо и превращен в созвездие.

«Триумф Нептуна и Амфитриты» — образец классической гравюры на меди. На произведении, созданном по одноименной картине Питера Рубенса, изображена известная мифологическая сцена: Нептун и его супруга в окружении обитателей морских глубин предстают как порождение стихийных сил природы. Надпись и герб в нижней части листа свидетельствуют о том, что Шмутцер посвятил эту работу Леопольду II, избранному в 1790 году императором Священной Римской империи.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies