Большая кольцевая линия (БКЛ) Московского метрополитена — крупнейший в мире проект в области метростроения. Длина кольца составит 70 километров, на нем будет 31 станция и три электродепо. Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией в мире, обогнав сегодняшнего лидера — второе кольцо пекинского метро. Его длина — 57 километров.
БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные ветки на расстоянии до 10 километров от Кольцевой линии. Это разгрузит станции в центре Москвы. Кроме того, заранее внедряются технические решения, которые позволят присоединить к БКЛ новые радиусы. Например, Рублево-Архангельскую (на станции «Улица Народного Ополчения»), Коммунарскую (на станции «Улица Новаторов») и перспективную линию в Бирюлево и Щербинку (на станции «Кленовый бульвар»).
После того как заработают все станции БКЛ, можно будет пересесть на 20 станций 11 радиальных линий метро, три станции Московского центрального кольца (МЦК), 13 станций Московских центральных диаметров (МЦД), сделать 11 пересадок на станции железной дороги.
Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Полностью завершить строительство БКЛ планируют в 2022 году. Сегодня введены в строй и уже пользуются популярностью несколько станций БКЛ, а «Савеловскую» москвичи уже назвали одной из самых красивых.
Первым в феврале 2018 года открыли северо-западный участок БКЛ со станциями «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошевская», «Шелепиха» и «Деловой центр». А в декабре заработала станция «Савеловская».
За два года пассажиры совершили по первому участку БКЛ около 58 миллионов поездок.
Самой популярной станцией оказалась «ЦСКА», расположенная неподалеку от футбольного стадиона и дворца «Мегаспорт». Она стала первой в столице станцией, построенной открытым способом на внушительной глубине 28 метров (высота девятиэтажного дома). Станцию оформили в цветах одноименного футбольного клуба — красном и синем. Своды украшают картины, посвященные разным видам спорта, а платформу — бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста.
Оформление станции «Деловой центр» содержит отсылки к дизайну «Москва-Сити». Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи сделаны из стекла.
Станция «Шелепиха» находится к северу от Шмитовского проезда и к западу от путей МЦК. Интерьер ее выдержан в желто-черной гамме: пол украшает гранит, стены — мрамор.
Еще одна станция мелкого заложения — «Хорошевская» — расположена в районе пересечения Хорошевского шоссе с улицами Куусинена и 4-й Магистральной. Вестибюли украшены композициями в духе работ Казимира Малевича, Александра Родченко и других авангардистов. Здесь пассажиры могут пересесть на Таганско-Краснопресненскую линию или дойти до станции МЦК Хорошево.
Интерьер станции «Петровский парк», построенной в районе Аэропорт, выдержан в бело-зеленой гамме. В отделке использованы уральские мрамор и гранит.
Первый участок БКЛ длиной 11,5 километра частично разгрузил север Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой линий. Пассажиры получили возможность делать пересадки, минуя центр и Кольцевую линию. Проще стало добираться не только до стадиона ЦСКА, но и до делового центра «Москва-Сити».
«Савеловская» стала 17-й станцией, открытой в 2018 году. Это одна из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ, глубина заложения — свыше 65 метров. Открытие станции снизило нагрузку на одноименную станцию Серпуховско-Тимирязевской линии и позволило без пересадок добираться от Савеловского вокзала до ТиНАО (станция метро «Рассказовка»). Пересадочный узел «Савеловская» обеспечивает комфортную пересадку между двумя линиями метро, наземным городским транспортом и Савеловским вокзалом (железнодорожная станция Москва-Бутырская, МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня).
Москвичи оценили не только удобство, но и футуристичный дизайн «Савеловской». Особенно эффектной станцию делают сочетание мрамора, гранита и световых элементов на пилонах и светодиодной подсветки. По задумке архитекторов, на платформе пассажиры смогут увидеть скелет станции — необлицованные тюбинги.
Северо-восточный участок БКЛ протяженностью 14 километров самый сложный. Перегоны между станциями на этом отрезке проходят под путями двух линий метро и трех направлений железной дороги. Из-за этого часть проходки выполняется вручную горным способом.
На участке расположится семь станций: «Нижегородская», «Авиамоторная», «Лефортово», «Электрозаводская», «Сокольники», «Рижская», «Марьина Роща». Появится и соединительная ветка в депо «Нижегородское» длиной 1,9 километра.
Строительные работы проходят в три этапа. Так, в марте этого года в составе Некрасовской линии открылся примыкающий к ней участок БКЛ. Станции БКЛ «Лефортово», «Авиамоторная» и «Нижегородская» пока будут работать в составе розовой ветки.
На пересечении Рязанского проспекта, Нижегородской улицы и путей МЦК расположилась «Нижегородская» — станция мелкого заложения с двумя островными платформами, между которыми находятся пути Некрасовской линии. А по бокам от платформ пройдут пути БКЛ. Оформление станции содержит отсылки к конструктору лего: ее украсили большими разноцветными элементами, складывающимися в простые формы.
Кстати, «Нижегородскую» строили по технологии top-down: подземную часть возводили сверху вниз от уровня земной поверхности с возможностью параллельного строительства сооружений на поверхности. Это позволило сократить сроки, расходы и площадь работ, что особенно важно в условиях плотной городской застройки.
Станция «Авиамоторная» находится в районе пересечения проезда Энтузиастов с шоссе Энтузиастов и Рязанским направлением Московской железной дороги (МЖД). С нее можно пересесть на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии. Архитектурно-художественное решение станции посвящено авиационной тематике, а в оформлении преобладают сдержанные черные, серые и белые тона. Колонны и светильники на платформе повторяют форму деталей самолета.
«Лефортово» расположилось в сквере у кинотеатра «Спутник» вблизи Солдатской и Наличной улиц. В отделке станции использовали белый мрамор, светло-серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели. Интерьеры стилизованы под старинные гравюры ХVII–XVIII веков. Стены вестибюля украсило черно-белое панно с изображением Лефортовского дворца, отражающегося в Яузе. А в кассовом зале можно увидеть композицию, посвященную ближайшему сподвижнику царя Петра I Францу Лефорту.
Также строится отрезок «Лефортово» — «Электрозаводская» и «Электрозаводская» — «Савеловская». Завершить строительство всего северо-восточного участка планируется в 2022 году. Уже полностью пройдены перегонные тоннели от «Авиамоторной» до «Сокольников».
Один из самых сложных объектов — станция «Рижская» — расположится на глубине более 60 метров под проспектом Мира. Из-за сложного грунта специалисты вручную проходят за сутки не более одного метра. Для сравнения: тоннелепроходческий щит за сутки способен преодолевать примерно 10 метров. Готовность станции на сегодняшний день составляет более 50 процентов.
Основной архитектурный элемент «Рижской» — арочные порталы из нержавеющей стали. Для отделки используют гранит. Путевая стена и свод над путями останутся в отделке из тюбингов.
Станция войдет в состав одного из крупнейших в Москве транспортно-пересадочных узлов. Он свяжет БКЛ, Калужско-Рижскую линию, МЦД-2 и перспективные МЦД-3 и МЦД-4.
Недалеко от Семеновской набережной откроется станция «Электрозаводская». Ее строительство завершат до конца года: готовность станции составляет 70 процентов. Пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Арбатско-Покровской линии и перейти на платформу Казанского направления МЖД. Вход в наземный вестибюль сделают прозрачным, а фасад покроют перфорированными панелями — они создадут иллюзию трехмерного пространства.
Дизайн станции «Сокольники» (рабочее название — «Стромынка») выбирали по результатам открытого международного конкурса. Лучшую работу определили сами москвичи во время голосования в проекте «Активный гражданин». Общая концепция — техногенный лес — подчеркивает связь с парком «Сокольники». Потолок выполнен из перфорированного материала, через который проникает свет, имитирующий солнечный. Платформенный зал выглядит объемно за счет контраста светлых и темных материалов. Павильон имеет прямоугольную форму, гармонично вписанную в окружающий ландшафт. Внутри павильона расположена интересная конструкция из трубчатых светильников разной длины, которая визуально выделяет его на улице. По мнению членов жюри международного конкурса, это лучший проект станции «Стромынка». Завершить строительные работы на станции планируется до конца 2020 года.
На станции «Марьина Роща», которая расположится на пересечении Шереметьевской улицы и 3-го проезда Марьиной Рощи, уже выполнена примерно половина основных строительно-монтажных работ. Ее строительство планируется завершить в 2022 году.
Общая протяженность западного участка БКЛ составляет девять километров. Здесь будет четыре станции: «Улица Народного Ополчения», «Карамышевская», «Мневники» и «Кунцевская» (прежнее название — «Можайская»). В 2020 году планируется построить отрезок «Хорошевская» — «Карамышевская», а в 2021-м будет готов участок «Карамышевская» — «Кунцевская».
Сейчас полностью завершена проходка на участке от «Хорошевской» до «Карамышевской». От «Карамышевской» до «Кунцевской» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 метров. Уже построен участок до «Мневников», а тоннелепроходческий комплекс «Лилия» продолжает работу на следующем отрезке — до «Кунцевской».
Станция «Улица Народного Ополчения» появится на пересечении проспекта Маршала Жукова с улицей Демьяна Бедного. Там можно будет увидеть композиции, посвященные московскому ополчению 1941 года, и монохромные фотографии с портретами защитников города. Специалисты почти завершили устройство основных конструкций станции, сейчас идет монтаж инженерных систем, верхнего строения пути и архитектурно-художественная отделка.
«Карамышевская» расположится в северной части Мневниковской поймы. Станцию мелкого заложения строят на глубине около 25 метров. Здесь планируется создать ТПУ «Мневники». Станцию оформят в авангардном стиле. Авторы дизайн-проекта вдохновлялись картиной Казимира Малевича «Красный квадрат». Одно из самых необычных решений — 3D-потолок на платформе. Эффект трехмерного пространства будет достигаться за счет черно-белых труб общей длиной около 150 метров. По замыслу архитекторов, они символизируют скорость и движение поездов.
Наземные павильоны станции «Мневники» украсят объемные светящиеся логотипы метрополитена. В качестве основного строительного материала будет использоваться светлый архитектурный бетон. С помощью цифровой печати на бетонные колонны нанесут абстрактные фигуры людей, которые будут казаться объемными.
«Кунцевская» откроется около Рублевского шоссе между Молдавской улицей и путями МЦД-1. В перспективе здесь можно будет сделать пересадку на одноименные станции Филевской и Арбатско-Покровской линий и МЦД-1. В отделке станции будут задействованы натуральные природные материалы.
Юго-западный участок БКЛ от «Кунцевской» до «Проспекта Вернадского» разделен на два отрезка: «Кунцевская» — «Аминьевское шоссе» и «Аминьевское шоссе» — «Проспект Вернадского». Их общая протяженность составляет 9,2 километра.
В состав участка, который планируют запустить в 2021 году, входят станции «Давыдково», «Аминьевское шоссе», «Проспект Вернадского» и «Мичуринский проспект».
Метростроевцы уже выполнили проходку тоннелей между «Аминьевским шоссе», «Мичуринским проспектом» и «Проспектом Вернадского». Также пройдены левый и правый перегонные тоннели от станции «Аминьевское шоссе» до площадки № 6 (переходной камеры), расположенной перед станцией «Давыдково». С помощью комплексов «Галина» и «Полина» проложены перегонные тоннели между «Проспектом Вернадского» и «Улицей Новаторов».
Станция «Давыдково» станет первой в Можайском районе. Она появится возле пересечения Аминьевского шоссе с Инициативной улицей. Оформление станции отсылает к живописной долине реки Сетуни и природному заказнику, находящемуся в этой части города.
Станция «Аминьевское шоссе» расположится у пересечения Аминьевского шоссе с Киевским направлением МЖД. Потолок станции оформят подвижными металлическими рейками, которые будут напоминать о морских волнах. Кроме того, здесь появится транспортно-пересадочный узел. Пассажиры смогут сделать пересадку на электрички Киевского направления МЖД, наземный транспорт, междугородние и международные автобусы.
У пересечения улицы Удальцова с Мичуринским проспектом строят станцию «Мичуринский проспект». Здесь тоже появится транспортно-пересадочный узел, в состав которого войдет одноименная станция Калининско-Солнцевской линии. Одним из главных элементов дизайна станции стал китайский иероглиф «дружба» в сочетании с растительным орнаментом. Последний появится на красных колоннах на платформе.
В районе пересечения улицы Удальцова с проспектом Вернадского расположится станция «Проспект Вернадского», оформленная в стиле хай-тек. Путевые стены будут оранжевыми, а на светло-сером потолке в шахматном порядке установят светильники. Над путями сделают галерею, по которой пассажиры будут переходить на Сокольническую линию.
Помимо того, появятся поперечные связи между районами. Например, сейчас доехать от станции метро «Кунцевская» до «Проспекта Вернадского» можно на наземном городском транспорте, а займет это более 40 минут. После запуска нового отрезка пассажиры смогут преодолеть это расстояние на метро, проехав только четыре станции.
Строительство южного участка от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» начали в апреле 2017 года. Работы также включают реконструкцию отрезка от «Каширской» до «Каховской». Общая длина участка — семь километров, на нем построят три новые станции: «Улицу Новаторов», «Воронцовскую» и «Зюзино». Строительные работы планируется завершить к ноябрю 2022 года.
Уже полностью пройдены перегонные тоннели от станции «Проспект Вернадского» до «Улицы Новаторов», от «Воронцовской» до «Улицы Новаторов» и от «Каховской» до «Зюзина». В ноябре прошлого года комплекс «Роза» начал проходку правого перегонного тоннеля от станции «Зюзино» до «Воронцовской». А в декабре «Наталия» приступила к сооружению левого тоннеля.
Как и на северо-восточном участке БКЛ, строители южного отрезка линии столкнулись с рядом проблем. Так, сооружение станции «Воронцовская» затруднялось тем, что на этом месте размещались два общегородских коммуникационных коллектора, обслуживавшие около 1,5 тысячи объектов, а также магистральные газо-, тепло- и водопровод. На их перенос ушел почти год.
Станцию «Воронцовская» строят на пересечении Хлебобулочного проезда и Профсоюзной улицы. В перспективе здесь можно будет сделать пересадку на Калужско-Рижскую линию. Интерьеры «Воронцовской» будут связаны с космической тематикой. В целом, по задумке авторов, потолок будет напоминать Млечный Путь. На такой дизайн архитекторов вдохновило рабочее название станции — «Калужская». Именно в Калуге жил и работал выдающийся ученый, основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский.
Станция «Зюзино» расположится на пересечении улицы Каховки с Севастопольским проспектом между станцией «Каховская» одноименной линии метро и «Воронцовской». В оформлении «Зюзина» предусмотрены серые, черные и желтые цвета. Особенностью станции станет декоративный подвесной потолок в виде пчелиных сот. Его сделают из алюминиевых пластин разных размеров и множества светодиодов.
Изюминка интерьера станции «Улица Новаторов» — необычный пламенеющий потолок. Его соберут из разноформатных панелей, которые изготовят из многослойного оранжевого стекла. Потолок вестибюля и путевые стены станции покроют панелями из перфорированного алюминия, а центральный ряд колонн облицуют серым саянским мрамором.
До конца 2022 года планируется завершить строительство восточного участка БКЛ — от станции «Каширская» до «Нижегородской». На участке длиной 11,4 километра расположится четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Между «Текстильщиками» и «Кленовым бульваром» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле.
Строительные работы начались здесь в 2017 году, и сейчас метростроевцы ведут проходку перегонных тоннелей от станции «Нижегородская» до «Текстильщиков». В январе 2020 года также началось строительство двухпутного тоннеля от «Текстильщиков» в сторону станции «Печатники».
«Кленовый бульвар — 2» (рабочее название) появится на пересечении Кленового бульвара и Коломенской улицы. Благодаря этой станции горожанам будет удобнее добираться до музея-заповедника «Коломенское». Проект дизайна разработали в архитектурном бюро Zaha Hadid Architects. Компания, основанная Захой Хадид, британским архитектором иранского происхождения, стала победителем по итогам международного открытого конкурса. Оформление новой станции будет светлым, легким и элегантным.
Станцию «Нагатинский Затон», которая откроется в начале Коломенской улицы, украсят гигантские изображения рыб. Такое оформление связано с расположенным рядом заливом Москвы-реки. В центре кассового зала установят стеклянную информационную стену с подсветкой. На ней разместятся энциклопедически точные изображения 12 видов рыб, которые водятся в Нагатинском затоне. Не забудут про водную тему и при оформлении вестибюлей: под потолком будет висеть конструкция, напоминающая рыбную чешую.
«Текстильщики» запроектированы между Шоссейной улицей и путями МЦД-2.
Полы станции выложат гранитом светло-серого цвета, стены — мрамором светлых оттенков. Потолок вестибюля украсят подвесные светильники в форме арок. Станция станет пересадочной на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и МЦД-2.