В павильоне «Грот» музея-усадьбы «Кусково» начали восстанавливать уникальный настенный декор, созданный более 250 лет назад из 24 видов раковин моллюсков. Трехчастное здание в стиле барокко построено под руководством крепостного архитектора графов Шереметевых Федора Аргунова в 1756–1761 годах. Павильон расположен в восточной части парка музея-усадьбы, на берегу небольшого пруда. Подобные сооружения в XVIII веке были неотъемлемой частью усадебных парков. Летом гуляющие в парках гости укрывались в гротах от палящего солнца и зноя.
Павильон «Грот» состоит из центрального зала — ротонды, а также из северного и южного кабинетов. Помимо морских ракушек, в его оформлении использовался перламутр, туф (горная пористая порода, как правило, вулканического происхождения), стекло, кусочки зеркал и гипсовая лепнина. На стенах и сводах изображены диковинные морские обитатели, птицы, драконы, а также растительный орнамент. Для создания интерьеров здания граф Петр Шереметев нанял немецкого мастера Иоганна Фохта, который специализировался именно на гротическом искусстве. Работы заняли около 10 лет и продолжались с перерывами в период с 1761 по 1775 год.
Грот в Кускове — единственный в России павильон, который сохранил свой характерный «гротический» декор с XVIII века. Он является объектом культурного наследия федерального значения. Комплексная реставрация, которая началась в сентябре прошлого года, проводится по проекту, согласованному с Департаментом культурного наследия города Москвы. Это первые масштабные восстановительные работы за всю историю павильона. До этого здание и элементы его внутреннего убранства реставрировали фрагментарно.
«Реставраторы приступили к самой сложной части работ — восстановлению уникальной “гротической” отделки. На ее создание в XVIII веке ушло 24 вида раковин моллюсков. За почти 250-летний срок часть моллюсков, раковины которых использовались для оформления стен, вымерли, а некоторые виды поменяли среду обитания, из-за чего ракушки изменились в размерах. Но наши специалисты обратились в Институт океанологии имени П.П. Ширшова и определили список видов моллюсков, раковины которых смогут восполнить утраченные элементы декора», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
По словам главы ведомства, около 90 тысяч ракушек для реставрации разной величины привезли из Средиземноморья, в основном из Греции, а также из Франции, Италии и Турции. Их заказывали на специальных фабриках, специализирующихся на добыче и поставке раковин для декоративных целей.
Подготовительные работы по воссозданию интерьера длились полгода. Сначала специалисты расчистили стены и своды павильона от грязи и пыли, а также от старых консервирующих составов. Затем на сохранившиеся элементы перламутрового декора реставраторы нанесли специальный укрепляющий состав. Сейчас идет восстановление утраченных элементов из ракушек. Кроме того, уже отреставрирована роспись в павильоне, имитирующая розовый и зеленый мрамор с красными прожилками и лепной гипсовый декор.
Также за время масштабных восстановительных работ специалисты укрепили фундамент и кирпичную кладку стен. Белокаменный декор фасадов — колонны, цоколь, карнизы — привели в порядок. Восемь скульптур римских богов, установленных в нишах здания по периметру, уже отреставрировали. Они также сделаны из белого камня.
Сейчас в здании не только восстанавливают интерьеры, но и меняют оконные рамы 1950-х годов. На завершающей стадии реставрации фасады выкрасят в бежевый цвет, а сверху нанесут специальный состав, который защитит их от негативного воздействия окружающей среды.
Усадьба Кусково — архитектурно-художественный ансамбль XVIII века, построенный графом Петром Шереметевым. Она является единственным в Москве образцом французского парка усадьбы с мраморными скульптурами, прудами и павильонами. До наших дней на территории усадебного комплекса сохранилось более 20 уникальных памятников архитектуры, среди которых дворец, Голландский домик, Итальянский домик, Большая каменная оранжерея, павильон «Грот», павильон «Эрмитаж», церковь и парковый комплекс с мраморной скульптурой.
До постройки Грота в первой половине XVIII века на его месте в усадьбе Кусково располагалось деревянное сооружение. Часть уцелевших зеркал и раковин интерьера деревянного Грота украсили новое каменное строение. Подобные сооружения появились в садах Италии еще в XVI веке (grotta в переводе с итальянского — «пещера»). В них устраивали купальни или фонтаны. К XVIII веку гроты стали популярны и в России. Например, подобный грот имелся и в музее-заповеднике «Царицыно». Его остатки были обнаружены во время реставрации парка в 2005–2007 годах.
Также в Москве завершена реставрация фасада Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Александра Шилова, расположенной по адресу: улица Знаменка, дом 3. Это кирпичный особняк, возведенный в 1829 году. Он является объектом культурного наследия и признан одним из образцов московской эклектики. Работы по обновлению фасада здания проводились в течение полугода под контролем специалистов столичного Департамента культурного наследия.