Выставка «Ты выглядишь на все 100!» открылась в Музее транспорта Москвы. Она рассказывает о самых ярких дизайнерских решениях в истории автомобильного, рельсового и водного транспорта в России за последние 100 лет. Увидеть экспозицию можно в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ до 1 октября 2025 года.
«Выставки об истории транспорта всегда пользуются большой популярностью. Прошлую экспозицию Музея транспорта Москвы на ВДНХ “Вы находитесь здесь. Всегда. Сегодня. Послезавтра” посетили более 85 тысяч человек. На новой выставке “Ты выглядишь на все 100!” жители и гости города смогут познакомиться с эволюцией отечественного транспортного дизайна за последние сто лет: от ретроавтомобилей 1920-х годов до современных электропоездов. По задаче Сергея Собянина мы продолжаем заботиться о сохранении транспортного наследия столицы», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Экспозиция состоит из четырех разделов. В них представлены редкие архивные материалы, а также воссозданные модели и макеты несохранившихся транспортных средств. Они охватывают разные периоды развития транспортного дизайна — от первых автомобилей и мотоциклов прошлого века до современных электросудов и электромобилей. Отдельная тема выставки — рассказ о транспортных дизайнерах, работающих на стыке техники и искусства.
В портике павильона расположилась масштабная инсталляция, которая погружает зрителя в атмосферу и тему выставки. Центральным образом этой истории стала модель микроавтобуса «Старт» из частной коллекции. Над ней под потолком парят полотна вуали с изображением чертежей инженерных узлов, эскизов и схем автомобилей, мотоциклов и кораблей. Они демонстрируют изменение идей и замыслов дизайнеров с течением времени.
«Транспортный дизайн в России имеет свою историю. Самые смелые и необычные идеи проходили испытания временем, оставались или переосмыслялись, даже копировались годами позже, но всегда находили дорогу к воплощению в дереве, металле и пластике. Мы начинали с адаптации зарубежных машин, а в итоге пришли к собственным разработкам. Не только в личном, но и в городском транспорте. Посетители выставки не только проследят стилистические изменения, которые произошли с транспортом за последние 100 лет, заметят причины этих преобразований, тесно связанных со сменой эпох и требованиями времени. Узнают, как отечественный транспортный дизайн формировался и трансформировался вместе с историей страны, переживая разные времена, и о людях, которые с большой любовью созидали и проектировали эту технику», — отметила Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы.
Среди оригинальных экспонатов — редчайшие автомобили отечественного производства. Например, ЗИС-Спорт (1939 года выпуска), «Москвич-Турист» (1963 года выпуска), ГАЗ-3105 (1992 года выпуска), ВНИИТЭ «Макси» (1967 года выпуска), образ машины будущего «Молния» (2024 год), а также последние образцы современного транспортного дизайна.
Нелинейный, извилистый путь развития транспортного дизайна в России, который состоит из поворотных моментов, отображен в сценографии выставки. Первые два зала, «Довоенный дизайн» (1920–1930-е годы) и «Послевоенный дизайн» (1945–1957 годы), продемонстрируют последовательность в заимствовании форм у зарубежных производителей. Затем резкий поворот на раздел «От ВНИИТЭ до перестройки» (1957–1991 годы), который покажет, как с середины 1950-х годов жизнь в Советском Союзе начала резко меняться: настал период оттепели и советские дизайнеры получили возможность показать себя. И наконец, не менее резкий поворот на последний зал экспозиции — «Современный дизайн» (1990–2020-е годы), где музей представил недавнее прошлое: от эпохальной «газели» и современных «Лад», концептов Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица и Студии промышленного дизайна Московского автомеханического института (МАМИ) до новинок городского транспорта.
Художник Миша Most представил на выставке свое видение о взаимодействии человека и новых технологий. Он выразил это в эксклюзивной оклейке кузова электромобиля «Атом». Это гаджет нового поколения с электронной архитектурой. Он работает на собственной кибербезопасной операционной системе «Атом ОС», имеет цифровой маркетплейс и уникальный идентификатор «Атом ID». Для защиты цифровых систем электромобиля используется шлюз безопасности Kaspersky Automotive Secure Gateway.
Посетители могут увидеть масштабные модели и макеты первого отечественного легкового автомобиля НАМИ-1 (1927 года выпуска), футуристического шаропоезда (1932–1933 годы), единственного глиссирующего по воде пассажирского судна вместимостью до 150 человек — катамарана ОСГА-25 (1937–1938 годы). На выставке также представлены копии трамвая ЛМ-57, имеющего народное название «Стиляга» (1957 год), и получившего международное признание автобуса ЗИЛ-118 «Юность» (1963 года выпуска).
В числе экспонатов также есть транспортные проекты Национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050. ЛАБ» в формате VR: городской электропоезд семейства «Иволга» и футуристический концепт — смарт-система «O-III». Надев очки, гости могут погулять по вагону или по виртуальному городу будущего, где пассажиров и грузы перевозит беспилотный транспорт.
Экспозицию дополняют произведения современных художников: работа из ткани Людмилы Барониной, фильм Егора Гиве, инсталляция Ивана Чемакина и созданная специально для выставки абстрактная скульптура Василия Кононова-Гредина.
Билеты на выставку можно прибрести на официальном сайте музея и в кассе павильона. Есть льготные, семейные и стандартные тарифы. Бесплатное посещение предусмотрено для людей с инвалидностью I и II группы, детей-инвалидов и их сопровождающих (если у ребенка инвалидность I группы). При оплате билета картой «Тройка» в кассе павильона действует скидка 10 процентов. Выставка работает с 11:00 до 21:00, вход до 20:00. Понедельник — выходной день.
Организаторами проекта выступает столичный Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, а также Музей транспорта Москвы.
Музей транспорта Москвы — это открытое городское пространство и исследовательский центр. В его фондах находится более 250 экземпляров легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов, такси, машин городских служб, вело- и мототехники. Экспонаты можно увидеть на выставках и объектах транспортной инфраструктуры. Постоянная экспозиция разместится в гараже архитектора Константина Мельникова на Новорязанской улице (дом 27). Сейчас здание, являющееся памятником архитектуры авангарда, находится на реставрации.