В Музее Москвы открылась новая выставка, посвященная 100-летию плана ГОЭЛРО. Решение электрифицировать всю страну, окончательно принятое в 1921 году, повлияло на все стороны жизни в СССР — даже на искусство. Большое внимание кураторы выставки Александра Селиванова и Катерина Телегина уделили произведениям 1920–1930-х годов, вдохновленным темой электричества. В то время оно воспринималось не как обыденная вещь, а самое настоящее чудо.
Пространство выставки разделено на несколько зон: «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город». Каждая из них рассказывает о том, как электрификация повлияла не только на жизнь простых людей, но и на разные виды искусства. Экспонаты принадлежат не только фондам музея — многие из них привезли из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного архива Российской Федерации и многих других.
О том, как смотреть выставку и на что обращать внимание, рассказывает Александра Селиванова, историк архитектуры и старший научный сотрудник Музея Москвы.
«Тебе светло? Этот свет от электрической станции», — таким сообщением встречает посетителей выставки один из плакатов начала 1920-х годов. План электрификации был утвержден в 1920 году, окончательно принят в 1921-м — после этого события началась массовая информационная кампания, призванная донести до каждого жителя страны его важность. Среди документальных экспонатов того времени, иллюстрирующих этот процесс, — бумажная карта с намеченным планом работы, просветительские брошюры и конспект доклада Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО 1920 года.
В 1921 году Владимир Ленин вместе с Кржижановским представили в Большом театре большую карту электрификации. В нее были встроены лампочки, которые загорались при нажатии кнопки — они символизировали будущие электростанции. Интересный факт: для того чтобы хватило электроэнергии и мощности для такого количества лампочек, пришлось выключить свет в Кремле. Создатели выставки вспомнили об этом эпизоде и сделали похожую подсвеченную карту. На ней также отмечены первые электростанции, которые появились до Великой Отечественной войны.
План электрификации вызвал бурную полемику. Далеко не все верили в то, что смелую идею удастся осуществить. В числе скептиков был и известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, который в 1920 году побывал в Москве и Петрограде. Автор «Войны миров» и «Машины времени» заявил, что Ленин — утопист.
«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?» — вопрошал писатель.
Тем не менее «дерзновенный проект» вскоре был успешно осуществлен. А слова Уэллса позже пригодились советской пропаганде. Их приводили, чтобы подчеркнуть: советская власть доказала, что она способна сделать невозможное.
В популяризации электричества, пропаганде электрификации приняли участие представители творческой элиты страны. Электричество — как великая сила, символ новой страны и нового мира — вдохновляло и художников, и дизайнеров, и поэтов. Владимир Маяковский, например, создавал стихи и рисунки для «Окон РОСТА» — некоторые из них представлены на выставке. Кроме того, в экспозиции есть фотоснимки Александра Родченко, сделанные на электроламповом заводе, а также серия рекламных постеров художницы Ольги Эйгес, посвященная лампочкам. Имеется и живопись — большое соцреалистическое полотно Давида Загоскина «Женский цех завода “Севкабель”», написанное в 1936 году.
Многих вдохновляла личность самого Владимира Ленина. Очень популярны были коллажи, которые создал Эль Лисицкий, — их также можно увидеть в Музее Москвы. Представлена и работа, выполненная художником-авангардистом Сергеем Сенькиным, — он поместил бумажный профиль вождя внутрь лампочки.
Кстати, именно в начале 1920-х появилось выражение «лампочка Ильича», основанное на вполне реальной истории. Однажды крестьяне деревни Кашино прислали Ленину письмо, в котором приглашали его на открытие своей электростанции. Он приехал, а вместе с ним журналисты всех ведущих изданий. Они-то и использовали выражение «лампочка Ильича», когда Ленин собственноручно ее зажег.
Электроламповые заводы и все, что с ними связано, привлекали не только художников. Поэт-конструктивист Илья Сельвинский в 1930 году решил познакомиться с производством и устроился работать на один из таких заводов. Спустя год он опубликовал целую электрозаводскую газету в стихах. На выставке есть и сама газета, и ее макеты с набросками.
Тема электричества волновала и писателя Андрея Платонова. В 1932 году он написал пьесу «Высокое напряжение», которая увидела свет только в 1984-м, — до этого она была запрещена к печати. В центре сюжета — конфликт на электростанции, разгоревшийся между инженерами и приведший к катастрофе. На выставке можно увидеть экземпляр пьесы с печатью «неприемлемо», а рядом с ним — служебную записку политредактора Главного комитета по контролю над зрелищами и репертуаром с пояснением: помимо вызывающего сомнения сюжета, в пьесе «есть ряд моментов чисто технических, производственных, в которых я не разбираюсь».
В отдельном пространстве, скрытом черным занавесом, показывают копии работ (подлинники которых хранятся в польском городе Хелме) художника Климента Редько, который в 1922-м создал живописное направление «электроорганизм». Он превозносил в творчестве строгость, выверенность, отметал все хаотическое. На своих картинах любил изображать лампы, провода и другие элементы явно технической направленности. Еще там можно увидеть эскизы композиций, тексты теории участников «электроорганизма», а также некоторые подлинные работы. Все это экспонируется в таком объеме впервые.
Отдельное внимание уделено архитекторам, которые разрабатывали проекты электростанций. Среди них — Иван Жолтовский, автор проекта МОГЭС на Раушской набережной (сейчас — ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича), Александр и Виктор Веснины (ДнепроГЭС) и многие другие. На выставке можно увидеть самые первые чертежи многих из этих проектов, а также серию ксилографий Алексея Кравченко «“Днепрострой” в процессе» и фотографии, на которых запечатлены инженеры Александр Винтер и Глеб Кржижановский.
Известный энергетик Роберт Классон считал: создавать станции надо там, где есть сырье, чтобы не нужно было его куда-то везти. Поэтому Шатурскую электростанцию, например, возвели прямо на берегу Черного озера, богатого торфом. О том, как велось строительство, как тяжел был труд занятых на нем рабочих, рассказывают представленные на выставке фотографии и выдержки из газет.
Работникам электросетей тоже было непросто. Чтобы показать, каким снаряжением они пользовались, отвели отдельную витрину: здесь и тяжелейшие резиновые боты, и каска, и монтерские кошки, которыми цеплялись к столбу. Монтеров в действии можно увидеть на иллюстрации художника Петра Караченцова (1930).
Самым наглядным результатом стал, конечно, красивый освещенный город. Еще недавно Москву подсвечивали слабыми газовыми и масляными светильниками, а теперь она каждый вечер празднично сияла. За стеклом витрины — фотографии преображенной сияющей столицы: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (сейчас — ВДНХ), центральные улицы, Парк Горького.
С темой электрического света работал художник и изобретатель Григорий Гидони, который считал, что теперь, когда появились новые возможности, нужно использовать электроэнергию в эстетических целях. На выставке представлена реконструкция созданной им модели Светопамятника Х-летию Октябрьской революции в форме светящегося глобуса. Монумент не был воплощен в натуральную величину, был изготовлен только макет. Кроме того, на выставке представлены и книги Гидони, посвященные искусству света и цвета.
Тема электричества и света появилась и в детской литературе того периода. О том, что и как устроено, маленьким читателям объясняли в легкой и понятной форме. В одной из ярко проиллюстрированных книжек есть такие стихи:
Раньше жили как в тумане,
Нынче ж — верится с трудом!
Радиоконцерт крестьяне
Ходят слушать вечерком.
Среди просветительских детских книг есть и настоящие шедевры своего времени. Например, «Путешествие по электролампе» Николая Булатова и Павла Лопатина с иллюстрациями художника Михаила Махалова. Для истории о том, как брат и сестра Юра и Наташа, подобно Карику и Вале из другой известной советской книги, уменьшились и попали в мир электричества, Махалов сделал популярный тогда фотомонтаж. Фотографии детей вмонтированы в изображения розеток и ламп: герои путешествуют внутри устройств и объясняют, как они работают.
Тишины на выставке нет. Гостей ждет полное погружение в тему — в этом помогает гул высоковольтных электропроводов, работающих ламп, электрическое щелканье. Их издают четыре деревянные башни, расположенные в разных частях зала. Таким образом, посетители могут не только видеть электричество и читать о нем, но и слышать его.
Но и это еще не все. На экранах, разбросанных по выставочному пространству, транслируется документальная кинохроника: «Комсомол — шеф электрификации», «Шагай, Совет!». Уставшие посетители могут удобно расположиться на стульях перед экраном.
Кстати, один из самых интересных экспонатов располагается этажом ниже — установить вместе с остальными его не смогли из-за большого размера. Это реконструкция «Электрической Венеры» художника Александра Лабаса, сделанная из стекла и металла. Точно такая же встречала гостей в далеком 1930 году — во время сельскохозяйственной выставки в Минске в павильоне электрификации и механизации.