«100 лет плану ГОЭЛРО». Как смотреть новую выставку Музея Москвы

12 августа 2021
Культура

В Музее Москвы открылась новая выставка, посвященная 100-летию плана ГОЭЛРО. Решение электрифицировать всю страну, окончательно принятое в 1921 году, повлияло на все стороны жизни в СССР — даже на искусство. Большое внимание кураторы выставки Александра Селиванова и Катерина Телегина уделили произведениям 1920–1930-х годов, вдохновленным темой электричества. В то время оно воспринималось не как обыденная вещь, а самое настоящее чудо.

Пространство выставки разделено на несколько зон: «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город». Каждая из них рассказывает о том, как электрификация повлияла не только на жизнь простых людей, но и на разные виды искусства. Экспонаты принадлежат не только фондам музея — многие из них привезли из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного музея В.В. Маяковского, Государственного архива Российской Федерации и многих других.

О том, как смотреть выставку и на что обращать внимание, рассказывает Александра Селиванова, историк архитектуры и старший научный сотрудник Музея Москвы.

Александра Селиванова. Фото М. Денисова. Mos.ru

Дерзновенный проект и его воплощение

«Тебе светло? Этот свет от электрической станции», — таким сообщением встречает посетителей выставки один из плакатов начала 1920-х годов. План электрификации был утвержден в 1920 году, окончательно принят в 1921-м — после этого события началась массовая информационная кампания, призванная донести до каждого жителя страны его важность. Среди документальных экспонатов того времени, иллюстрирующих этот процесс, — бумажная карта с намеченным планом работы, просветительские брошюры и конспект доклада Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО 1920 года.

В 1921 году Владимир Ленин вместе с Кржижановским представили в Большом театре большую карту электрификации. В нее были встроены лампочки, которые загорались при нажатии кнопки — они символизировали будущие электростанции. Интересный факт: для того чтобы хватило электроэнергии и мощности для такого количества лампочек, пришлось выключить свет в Кремле. Создатели выставки вспомнили об этом эпизоде и сделали похожую подсвеченную карту. На ней также отмечены первые электростанции, которые появились до Великой Отечественной войны.

План электрификации вызвал бурную полемику. Далеко не все верили в то, что смелую идею удастся осуществить. В числе скептиков был и известный английский писатель-фантаст Герберт Уэллс, который в 1920 году побывал в Москве и Петрограде. Автор «Войны миров» и «Машины времени» заявил, что Ленин — утопист.

«Можно ли представить себе более дерзновенный проект в этой огромной равнинной, покрытой лесами стране, населенной неграмотными крестьянами, лишенной источников водной энергии, не имеющей технически грамотных людей, в которой почти угасли торговля и промышленность?» — вопрошал писатель.

Тем не менее «дерзновенный проект» вскоре был успешно осуществлен. А слова Уэллса позже пригодились советской пропаганде. Их приводили, чтобы подчеркнуть: советская власть доказала, что она способна сделать невозможное.

Художники и писатели — о новой великой силе

В популяризации электричества, пропаганде электрификации приняли участие представители творческой элиты страны. Электричество — как великая сила, символ новой страны и нового мира — вдохновляло и художников, и дизайнеров, и поэтов. Владимир Маяковский, например, создавал стихи и рисунки для «Окон РОСТА» — некоторые из них представлены на выставке. Кроме того, в экспозиции есть фотоснимки Александра Родченко, сделанные на электроламповом заводе, а также серия рекламных постеров художницы Ольги Эйгес, посвященная лампочкам. Имеется и живопись — большое соцреалистическое полотно Давида Загоскина «Женский цех завода “Севкабель”», написанное в 1936 году.

Многих вдохновляла личность самого Владимира Ленина. Очень популярны были коллажи, которые создал Эль Лисицкий, — их также можно увидеть в Музее Москвы. Представлена и работа, выполненная художником-авангардистом Сергеем Сенькиным, — он поместил бумажный профиль вождя внутрь лампочки.

Кстати, именно в начале 1920-х появилось выражение «лампочка Ильича», основанное на вполне реальной истории. Однажды крестьяне деревни Кашино прислали Ленину письмо, в котором приглашали его на открытие своей электростанции. Он приехал, а вместе с ним журналисты всех ведущих изданий. Они-то и использовали выражение «лампочка Ильича», когда Ленин собственноручно ее зажег.

Электроламповые заводы и все, что с ними связано, привлекали не только художников. Поэт-конструктивист Илья Сельвинский в 1930 году решил познакомиться с производством и устроился работать на один из таких заводов. Спустя год он опубликовал целую электрозаводскую газету в стихах. На выставке есть и сама газета, и ее макеты с набросками.

Тема электричества волновала и писателя Андрея Платонова. В 1932 году он написал пьесу «Высокое напряжение», которая увидела свет только в 1984-м, — до этого она была запрещена к печати. В центре сюжета — конфликт на электростанции, разгоревшийся между инженерами и приведший к катастрофе. На выставке можно увидеть экземпляр пьесы с печатью «неприемлемо», а рядом с ним — служебную записку политредактора Главного комитета по контролю над зрелищами и репертуаром с пояснением: помимо вызывающего сомнения сюжета, в пьесе «есть ряд моментов чисто технических, производственных, в которых я не разбираюсь».

В отдельном пространстве, скрытом черным занавесом, показывают копии работ (подлинники которых хранятся в польском городе Хелме) художника Климента Редько, который в 1922-м создал живописное направление «электроорганизм». Он превозносил в творчестве строгость, выверенность, отметал все хаотическое. На своих картинах любил изображать лампы, провода и другие элементы явно технической направленности. Еще там можно увидеть эскизы композиций, тексты теории участников «электроорганизма», а также некоторые подлинные работы. Все это экспонируется в таком объеме впервые.

Тяжелый труд: архитекторы и рабочие

Отдельное внимание уделено архитекторам, которые разрабатывали проекты электростанций. Среди них — Иван Жолтовский, автор проекта МОГЭС на Раушской набережной (сейчас — ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича), Александр и Виктор Веснины (ДнепроГЭС) и многие другие. На выставке можно увидеть самые первые чертежи многих из этих проектов, а также серию ксилографий Алексея Кравченко «“Днепрострой” в процессе» и фотографии, на которых запечатлены инженеры Александр Винтер и Глеб Кржижановский.

Известный энергетик Роберт Классон считал: создавать станции надо там, где есть сырье, чтобы не нужно было его куда-то везти. Поэтому Шатурскую электростанцию, например, возвели прямо на берегу Черного озера, богатого торфом. О том, как велось строительство, как тяжел был труд занятых на нем рабочих, рассказывают представленные на выставке фотографии и выдержки из газет.

Работникам электросетей тоже было непросто. Чтобы показать, каким снаряжением они пользовались, отвели отдельную витрину: здесь и тяжелейшие резиновые боты, и каска, и монтерские кошки, которыми цеплялись к столбу. Монтеров в действии можно увидеть на иллюстрации художника Петра Караченцова (1930).

Огни Москвы

Самым наглядным результатом стал, конечно, красивый освещенный город. Еще недавно Москву подсвечивали слабыми газовыми и масляными светильниками, а теперь она каждый вечер празднично сияла. За стеклом витрины — фотографии преображенной сияющей столицы: Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (сейчас — ВДНХ), центральные улицы, Парк Горького.

С темой электрического света работал художник и изобретатель Григорий Гидони, который считал, что теперь, когда появились новые возможности, нужно использовать электроэнергию в эстетических целях. На выставке представлена реконструкция созданной им модели Светопамятника Х-летию Октябрьской революции в форме светящегося глобуса. Монумент не был воплощен в натуральную величину, был изготовлен только макет. Кроме того, на выставке представлены и книги Гидони, посвященные искусству света и цвета.

Тема электричества и света появилась и в детской литературе того периода. О том, что и как устроено, маленьким читателям объясняли в легкой и понятной форме. В одной из ярко проиллюстрированных книжек есть такие стихи:

Раньше жили как в тумане,

Нынче ж — верится с трудом!

Радиоконцерт крестьяне

Ходят слушать вечерком.

Среди просветительских детских книг есть и настоящие шедевры своего времени. Например, «Путешествие по электролампе» Николая Булатова и Павла Лопатина с иллюстрациями художника Михаила Махалова. Для истории о том, как брат и сестра Юра и Наташа, подобно Карику и Вале из другой известной советской книги, уменьшились и попали в мир электричества, Махалов сделал популярный тогда фотомонтаж. Фотографии детей вмонтированы в изображения розеток и ламп: герои путешествуют внутри устройств и объясняют, как они работают.

Полное погружение

Тишины на выставке нет. Гостей ждет полное погружение в тему — в этом помогает гул высоковольтных электропроводов, работающих ламп, электрическое щелканье. Их издают четыре деревянные башни, расположенные в разных частях зала. Таким образом, посетители могут не только видеть электричество и читать о нем, но и слышать его.

Но и это еще не все. На экранах, разбросанных по выставочному пространству, транслируется документальная кинохроника: «Комсомол — шеф электрификации», «Шагай, Совет!». Уставшие посетители могут удобно расположиться на стульях перед экраном.

Кстати, один из самых интересных экспонатов располагается этажом ниже — установить вместе с остальными его не смогли из-за большого размера. Это реконструкция «Электрической Венеры» художника Александра Лабаса, сделанная из стекла и металла. Точно такая же встречала гостей в далеком 1930 году — во время сельскохозяйственной выставки в Минске в павильоне электрификации и механизации.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies