«Старинная японская фотография и гравюра» в «Мультимедиа-арт-музее» – события на сайте «Московские Сезоны»
Событие завершено
16+
18 мая17 июня 2018

«Старинная японская фотография и гравюра» в «Мультимедиа-арт-музее»

«Мультимедиа-арт-музей» (МАММ) представляет выставку «Старинная японская фотография и гравюра». В экспозиции более 100 японских раскрашенных фотографий. Их дополняет подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагавы Утамаро, Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и других авторов), а также элементы предметного мира (ширмы и кимоно) из коллекции Государственного музея Востока.

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998 году. Сегодня это одна из крупнейших в Европе коллекций. Раскрашенная фотография — особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства.

После длительной самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории. Она определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века — в эпоху, богатую на важные политические события и научные открытия. Фотография в то время пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотоизображения императора-реформатора Муцухито и его супруги. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы. Однако ранние опыты в светописи, предпринятые приезжими и местными энтузиастами в последующие годы, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898). Начинания европейских учителей активно продолжали японские фотографы Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923) и Огава Кадзумаса (1860–1929).

В работах 1880–1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. По подсчетам исследователей, за вторую половину XIX века было создано более 200 тысяч снимков Японии. Спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику. Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично — не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться слишком яркими.

«Мультимедиа-арт-музей» (МАММ) представляет выставку «Старинная японская фотография и гравюра». В экспозиции более 100 японских раскрашенных фотографий. Их дополняет подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагавы Утамаро, Кацусики Хокусая, Утагавы Хиросигэ и других авторов), а также элементы предметного мира (ширмы и кимоно) из коллекции Государственного музея Востока.

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Начало этой коллекции было положено в 1998 году. Сегодня это одна из крупнейших в Европе коллекций. Раскрашенная фотография — особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства.

После длительной самоизоляции эпоха Мэйдзи стала переломным периодом в японской истории. Она определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века — в эпоху, богатую на важные политические события и научные открытия. Фотография в то время пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотоизображения императора-реформатора Муцухито и его супруги. Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы. Однако ранние опыты в светописи, предпринятые приезжими и местными энтузиастами в последующие годы, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. Его определили такие западные мастера, как англичанин итальянского происхождения Феличе Беато (1832–1909), австриец барон Раймунд фон Штилльфрид-Ратениц (1839–1911) и итальянец Адольфо Фарсари (1841–1898). Начинания европейских учителей активно продолжали японские фотографы Кусакабэ Кимбэй (1841–1934), Тамамуро Кодзабуро (1856–1923) и Огава Кадзумаса (1860–1929).

В работах 1880–1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты. По подсчетам исследователей, за вторую половину XIX века было создано более 200 тысяч снимков Японии. Спрос на раскрашенную фотографию был настолько высок, что он породил целую развитую индустрию и серьезный бизнес. Фотографии часто объединялись в альбомы и служили сувенирами, навевавшими воспоминания о совершенной поездке или удовлетворявшими интерес к далекой загадочной стране.

В то же время и европейские мастера, и наследовавшие им японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке. Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мэйдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику. Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом. А раскрашены эти фотографии были не полностью, как это было зачастую принято на Западе, а частично — не ради острого натурализма, но для расстановки визуальных акцентов. Краски выгорают медленнее, чем сама фотографическая печать, так что раскрашенные части отпечатков могут сегодня показаться слишком яркими.

Поделиться
Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал



Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies