«Карантин точно закончится, а последствия перерывов в занятиях c каждым особым ребенком – останутся»: интервью с директором Центра лечебной педагогики Дарьей Бережной – события на сайте «Московские Сезоны»
Событие завершено
0+
13 апреля14 июня 2020

«Карантин точно закончится, а последствия перерывов в занятиях c каждым особым ребенком – останутся»: интервью с директором Центра лечебной педагогики Дарьей Бережной

Многим из нас вынужденная изоляция дается непросто: нехватка общения, прогулок и поездок очень быстро сказывается и на настроении, и на самочувствии – конечно же, не в лучшую сторону. Но дети и молодые взрослые с нарушениями развития, подопечные Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», а также их семьи, живут в таких условиях годами. В самом начале пандемии специалисты поняли: прерывать занятия с ребятами, оставлять их без поддержки нельзя ни в коем случае. Дарья Бережная, директор Центра, рассказала «Московским сезонам» о самоотверженных и невероятно изобретательных педагогах, на удивление ответственных подростках, а также о «волонтерах быстрого реагирования» и «видеоволонтерах». Помочь работе Центра можете и вы! В том числе, и не выходя из дома.

Как повлияла ситуация с пандемией коронавируса и самоизоляцией на жизнь вашего фонда? Что для вас изменилось?  С какими новыми трудностями пришлось столкнуться?

ЦЛП – одна из первых некоммерческих организаций в России, которая уже 30 лет помогает детям с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, генетическими синдромами и другими нарушениями. Мы занимаемся обучением и социальной интеграцией особых детей и молодых людей, оказываем психологическую и правовую поддержку их родителям. С 1989 года помощь в Центре получили 26000 детей и их семьи, прошли обучение 35000 специалистов помогающих профессий. 

С началом пандемии COVID-19 мы встали перед выбором: либо всё поставить на паузу (что быстро привело бы к закрытию организации), либо пробовать вести онлайн занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. 

У нас не было уверенности, что такие занятия получатся, что это не будет профанацией и тратой времени. Трудно было представить, как педагоги смогут, находясь по ту сторону экрана, удерживать внимание подростка с аутизмом, взаимодействовать с тем, кто не пользуется речью, работать с группой детей с коммуникативными нарушениями. 

Мы посоветовались с семьями и поняли, что прекращать работу нельзя никак, что это пагубно скажется на состоянии детей и восстанавливать утраченное потом придется, возможно, годами. Так что пришлось экстренно переводить всю работу в дистанционный режим и проводить занятия с детьми и консультации для родителей онлайн. Это единственная возможность для многих семей не допустить ухудшения состояния детей, получать необходимую информацию, не оставаться в изоляции без поддержки. 

Среди трудностей, с которыми столкнулись наши семьи, а вслед за ними и мы, самая драматичная – это когда в семье особого ребенка или взрослого заболевают близкие, и он лишается поддержки. Когда родителей, например, госпитализируют, а человек с нарушениями развития, который не может жить самостоятельно, остается в квартире один. Нам пришлось создавать команду быстрого реагирования из волонтеров, готовых экстренно поддерживать наших воспитанников в таких ситуациях, сопровождать их надомно. В основном это наши же собственные сотрудники, а также сотрудники и добровольцы созданного нашим Центром фонда «Жизненный путь», но есть и отважные социальные волонтеры извне. 

Мы уже сильно сократили административные расходы и продумываем план снижения зарплат всем сотрудникам. Это трудный шаг, но альтернативой вскоре может стать закрытие организации. При этом уменьшать объем услуг мы не можем себе позволить. Оставлять семьи с особыми детьми без поддержки в ситуации изоляции никак нельзя. Если это произойдет, мы вернемся к тому, с чего всё начиналось 30 лет назад, и порушим не только жизни конкретных людей, но и уникальную систему помощи, которую мы скрупулезно выстраивали многие годы.  Как вы справляетесь с трудностями? Какие новые практики включили в свою работу?

Главная новая практика – в критически короткие сроки (за одну неделю) наша команда педагогов (психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, игровые и музыкальные терапевты, арт-терапевты) смогли перенести в онлайн формат лечебно-педагогические занятия с детьми. Эти занятия построены прежде всего, на установлении контакта с ребенком, совместной игры. В этом нам очень помогают родители – они много участвуют в подготовке и проведении занятий. 

Мы ведем онлайн занятия с интегративным детским садом, в группах подготовки особых детей к школе, поем, рисуем, занимаемся лепкой, развитием моторики и даже физкультурой. Еще месяц назад невозможно было себе представить, что такое возможно в нашей сфере. Спустя три недели мы видим, что нам удалось придумать и реализовать дистанционные формы проведения не только индивидуальных, но и групповых занятий с особыми детьми. 

Это потребовало максимальной мобилизации нашей педагогической команды, но сейчас видно, что идея не останавливать работу и не прерывать занятия была верной. И сейчас на групповых и индивидуальных занятиях уже больше половины детей, которые занимались в ЦЛП в марте 2020. И совершенно поразительно, но большинство из них демонстрируют большую сознательность и невероятную готовность к онлайн-обучению. Несколько групп перешли в дистант полностью, не потеряв ни одного участника, но некоторые семьи оказались не готовы заниматься в таком формате. Мы прогнозируем, что количество семей, которым будут нужна психологическая, педагогическая, правовая поддержка будет постоянно расти в период карантина.

Постоянно приходится преодолевать технические трудности, изобретать какие-то педагогические приемы, пробовать в работе с детьми новые методы, сутками работать, чтобы подготовить материалы и пособия к занятиям, но главное – что мы сохранили связь с семьями, с нашими воспитанниками, и переживаем трудные времена вместе. 

Мы стали проводить первичные консультативные приемы также дистанционно, и теперь можем принимать семьи с особыми детьми не только из Москвы и Московской области, но и из других регионов страны. Благодаря поддержке благотворителей такие приемы проводятся в Центре бесплатно. 

Все остальные наши программы – обучение специалистов, работу волонтерских групп в интернатах для детей и взрослых, правовую службу – всё удалось перенести в дистант. 

Как нынешняя ситуация повлияла на суммы пожертвований, которые вы получаете?

Большинство родителей и до карантина не имели возможности полностью оплачивать детские занятия, и мы всегда привлекали для этого благотворительное финансирование. 

Сейчас, к сожалению, у многих грантодателей больше нетвозможности поддерживать нашу работу,  мы сталкиваемся с угрозой сокращения благотворительных программ Центра. Многие компании, которые регулярно поддерживали нас, сами находятся сейчас в бедственном положении и не готовы больше помогать. 

Мы очень рассчитываем на субсидии Департамента соцзащиты Москвы, президентские гранты и конкурсы фондов. Но больше всего мы надеемся на частные пожертвования – поддержку обычных людей. В кризисные, трудные времена многие понимают, как важно помогать тем, кому приходится еще хуже, чем тебе.В чем вы сейчас нуждаетесь больше всего? Как и чем вам можно помочь? 

Мы все сейчас начинаем чувствовать, как тяжело жить в социальной изоляции. Но тысячи людей рядом с нами – дети и взрослые с нарушениями развития, их семьи – годами живут почти так же. И в такие времена, как сейчас, им особенно нужна наша помощь.

Если Центра не станет, помощи лишатся сотни особых детей и их родителей (у нас ежегодно занимается больше 1500 детей, а их семьи получают разного рода поддержку), тысячи специалистов по всей России не смогут пройти необходимое обучение, чтобы иметь возможность принимать детей с нарушениями развития в детские сады и школы. А еще тысячи детей, которые живут в детских домах-интернатах по всей России, а также взрослые, живущие в психоневрологических интернатах разных регионов, не смогут получать постоянную помощь от волонтерских групп, работу которых координирует ЦЛП.

Любое ежемесячное пожертвование сейчас имеет огромное значение. Карантин точно закончится, а последствия перерывов в занятиях c каждым особым ребенком – останутся.  И чем больше людей смогут подписаться, например, на 100 рублей в месяц (и рассказать об этом своим друзьям и коллегам), тем больше занятий мы сможем провести для особых детей прямо сейчас. 

Нам очень важно, если люди будут подписываться на наши соцсети, делиться информацией о нашей работе.

И нам по-прежнему очень нужны добровольцы – в том числе видеоволонтеры для общения с детьми и взрослыми, живущими в интернатах. А если найдутся волонтеры, готовые помочь своими профессиональными навыками (нужны дизайнеры, верстальщики, сммщики и многие другие специалисты), мы будем очень рады сотрудничеству и с ними.

Ссылка на страницу пожертвований «Центра лечебной педагогики».

Поддержать деятельность Центра можно также отправив смс с текстом ЦЛП или CLP и суммой пожертвования на номер 3443. Например: ЦЛП 100.

Многим из нас вынужденная изоляция дается непросто: нехватка общения, прогулок и поездок очень быстро сказывается и на настроении, и на самочувствии – конечно же, не в лучшую сторону. Но дети и молодые взрослые с нарушениями развития, подопечные Региональной благотворительной общественной организации «Центр лечебной педагогики», а также их семьи, живут в таких условиях годами. В самом начале пандемии специалисты поняли: прерывать занятия с ребятами, оставлять их без поддержки нельзя ни в коем случае. Дарья Бережная, директор Центра, рассказала «Московским сезонам» о самоотверженных и невероятно изобретательных педагогах, на удивление ответственных подростках, а также о «волонтерах быстрого реагирования» и «видеоволонтерах». Помочь работе Центра можете и вы! В том числе, и не выходя из дома.

Как повлияла ситуация с пандемией коронавируса и самоизоляцией на жизнь вашего фонда? Что для вас изменилось?  С какими новыми трудностями пришлось столкнуться?

ЦЛП – одна из первых некоммерческих организаций в России, которая уже 30 лет помогает детям с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, генетическими синдромами и другими нарушениями. Мы занимаемся обучением и социальной интеграцией особых детей и молодых людей, оказываем психологическую и правовую поддержку их родителям. С 1989 года помощь в Центре получили 26000 детей и их семьи, прошли обучение 35000 специалистов помогающих профессий. 

С началом пандемии COVID-19 мы встали перед выбором: либо всё поставить на паузу (что быстро привело бы к закрытию организации), либо пробовать вести онлайн занятия с детьми, имеющими тяжелые и множественные нарушения развития. 

У нас не было уверенности, что такие занятия получатся, что это не будет профанацией и тратой времени. Трудно было представить, как педагоги смогут, находясь по ту сторону экрана, удерживать внимание подростка с аутизмом, взаимодействовать с тем, кто не пользуется речью, работать с группой детей с коммуникативными нарушениями. 

Мы посоветовались с семьями и поняли, что прекращать работу нельзя никак, что это пагубно скажется на состоянии детей и восстанавливать утраченное потом придется, возможно, годами. Так что пришлось экстренно переводить всю работу в дистанционный режим и проводить занятия с детьми и консультации для родителей онлайн. Это единственная возможность для многих семей не допустить ухудшения состояния детей, получать необходимую информацию, не оставаться в изоляции без поддержки. 

Среди трудностей, с которыми столкнулись наши семьи, а вслед за ними и мы, самая драматичная – это когда в семье особого ребенка или взрослого заболевают близкие, и он лишается поддержки. Когда родителей, например, госпитализируют, а человек с нарушениями развития, который не может жить самостоятельно, остается в квартире один. Нам пришлось создавать команду быстрого реагирования из волонтеров, готовых экстренно поддерживать наших воспитанников в таких ситуациях, сопровождать их надомно. В основном это наши же собственные сотрудники, а также сотрудники и добровольцы созданного нашим Центром фонда «Жизненный путь», но есть и отважные социальные волонтеры извне. 

Мы уже сильно сократили административные расходы и продумываем план снижения зарплат всем сотрудникам. Это трудный шаг, но альтернативой вскоре может стать закрытие организации. При этом уменьшать объем услуг мы не можем себе позволить. Оставлять семьи с особыми детьми без поддержки в ситуации изоляции никак нельзя. Если это произойдет, мы вернемся к тому, с чего всё начиналось 30 лет назад, и порушим не только жизни конкретных людей, но и уникальную систему помощи, которую мы скрупулезно выстраивали многие годы.  Как вы справляетесь с трудностями? Какие новые практики включили в свою работу?

Главная новая практика – в критически короткие сроки (за одну неделю) наша команда педагогов (психологи, логопеды, дефектологи, нейропсихологи, игровые и музыкальные терапевты, арт-терапевты) смогли перенести в онлайн формат лечебно-педагогические занятия с детьми. Эти занятия построены прежде всего, на установлении контакта с ребенком, совместной игры. В этом нам очень помогают родители – они много участвуют в подготовке и проведении занятий. 

Мы ведем онлайн занятия с интегративным детским садом, в группах подготовки особых детей к школе, поем, рисуем, занимаемся лепкой, развитием моторики и даже физкультурой. Еще месяц назад невозможно было себе представить, что такое возможно в нашей сфере. Спустя три недели мы видим, что нам удалось придумать и реализовать дистанционные формы проведения не только индивидуальных, но и групповых занятий с особыми детьми. 

Это потребовало максимальной мобилизации нашей педагогической команды, но сейчас видно, что идея не останавливать работу и не прерывать занятия была верной. И сейчас на групповых и индивидуальных занятиях уже больше половины детей, которые занимались в ЦЛП в марте 2020. И совершенно поразительно, но большинство из них демонстрируют большую сознательность и невероятную готовность к онлайн-обучению. Несколько групп перешли в дистант полностью, не потеряв ни одного участника, но некоторые семьи оказались не готовы заниматься в таком формате. Мы прогнозируем, что количество семей, которым будут нужна психологическая, педагогическая, правовая поддержка будет постоянно расти в период карантина.

Постоянно приходится преодолевать технические трудности, изобретать какие-то педагогические приемы, пробовать в работе с детьми новые методы, сутками работать, чтобы подготовить материалы и пособия к занятиям, но главное – что мы сохранили связь с семьями, с нашими воспитанниками, и переживаем трудные времена вместе. 

Мы стали проводить первичные консультативные приемы также дистанционно, и теперь можем принимать семьи с особыми детьми не только из Москвы и Московской области, но и из других регионов страны. Благодаря поддержке благотворителей такие приемы проводятся в Центре бесплатно. 

Все остальные наши программы – обучение специалистов, работу волонтерских групп в интернатах для детей и взрослых, правовую службу – всё удалось перенести в дистант. 

Как нынешняя ситуация повлияла на суммы пожертвований, которые вы получаете?

Большинство родителей и до карантина не имели возможности полностью оплачивать детские занятия, и мы всегда привлекали для этого благотворительное финансирование. 

Сейчас, к сожалению, у многих грантодателей больше нетвозможности поддерживать нашу работу,  мы сталкиваемся с угрозой сокращения благотворительных программ Центра. Многие компании, которые регулярно поддерживали нас, сами находятся сейчас в бедственном положении и не готовы больше помогать. 

Мы очень рассчитываем на субсидии Департамента соцзащиты Москвы, президентские гранты и конкурсы фондов. Но больше всего мы надеемся на частные пожертвования – поддержку обычных людей. В кризисные, трудные времена многие понимают, как важно помогать тем, кому приходится еще хуже, чем тебе.В чем вы сейчас нуждаетесь больше всего? Как и чем вам можно помочь? 

Мы все сейчас начинаем чувствовать, как тяжело жить в социальной изоляции. Но тысячи людей рядом с нами – дети и взрослые с нарушениями развития, их семьи – годами живут почти так же. И в такие времена, как сейчас, им особенно нужна наша помощь.

Если Центра не станет, помощи лишатся сотни особых детей и их родителей (у нас ежегодно занимается больше 1500 детей, а их семьи получают разного рода поддержку), тысячи специалистов по всей России не смогут пройти необходимое обучение, чтобы иметь возможность принимать детей с нарушениями развития в детские сады и школы. А еще тысячи детей, которые живут в детских домах-интернатах по всей России, а также взрослые, живущие в психоневрологических интернатах разных регионов, не смогут получать постоянную помощь от волонтерских групп, работу которых координирует ЦЛП.

Любое ежемесячное пожертвование сейчас имеет огромное значение. Карантин точно закончится, а последствия перерывов в занятиях c каждым особым ребенком – останутся.  И чем больше людей смогут подписаться, например, на 100 рублей в месяц (и рассказать об этом своим друзьям и коллегам), тем больше занятий мы сможем провести для особых детей прямо сейчас. 

Нам очень важно, если люди будут подписываться на наши соцсети, делиться информацией о нашей работе.

И нам по-прежнему очень нужны добровольцы – в том числе видеоволонтеры для общения с детьми и взрослыми, живущими в интернатах. А если найдутся волонтеры, готовые помочь своими профессиональными навыками (нужны дизайнеры, верстальщики, сммщики и многие другие специалисты), мы будем очень рады сотрудничеству и с ними.

Ссылка на страницу пожертвований «Центра лечебной педагогики».

Поддержать деятельность Центра можно также отправив смс с текстом ЦЛП или CLP и суммой пожертвования на номер 3443. Например: ЦЛП 100.

Поделиться
Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал



Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies