Здесь после революции 1917 года образовался поселок, в котором проживали рабочие, обслуживающие стальную магистраль. Не удивительно, что на гербе района изображено старинное паровозное колесо, символизирующее построенную в XIX-XX веках «железку», которая действует и сегодня. Ввиду отсутствия метро электрички, уходящие с трех платформ, имеют здесь повышенное значение, доставляя жителей района в центр Москвы – на Павелецкий вокзал. Транспортную составляющую поддерживают 12 автобусных маршрутов.
В 1960 году в ходе расширения Москвы поселок и близлежащая деревня были включены в черту города. В 1971 году здесь были снесены деревянные дома и началось массовое строительство многоэтажек. После реформы 1991 года эта территория была поделена между районами Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. Сейчас в Западном Бирюлеве проживает 88,4 тысяч человек.
Южная граница Бирюлева Западного отделена от МКАД лесополосами. Жилых домов вблизи автотрассы нет, зато есть в районе свои зеленые уголки, радующие глаз жителей. Например, Школьный парк, в котором приведена в порядок детская площадка, уложено синтетическое покрытие и установлены уличные фонари. Дворы благоустроены в стиле венецианского двора и версальского дворика со скульптурами и альпийскими горками.
В районе работают три поликлиники, семь общеобразовательных школ, 16 детских садов, филиал приборостроительного техникума. Среди объектов культуры и спорта – две библиотеки, дом культуры «Дружба» с множеством творческих кружков. Спортом можно заняться на открытых спортплощадках. Есть также бассейн с пятью дорожками по 25 метров и крытый каток с искусственным льдом, который оборудован теплой раздевалкой, музыкальным оборудованием, оформлен светодиодной иллюминацией. И даже если на улице жарко, тут всегда прохладно и можно покататься на коньках. Действует центр социального обслуживания с одновременным приемом 550 граждан по программе «Московское долголетие».